Kira писал(а):TUNISIEN_KIEV_MONASTIR писал(а):Согласно легенде, город основала вдова финикийского царя Сихея Эллиса (в римской традиции - Дидона), бежавшая вместе с рядом своих сторонников из Тира от преследования своего родного брата Пигмалиона, убившего её мужа прямо у алтаря сразу же после церемонии бракосочетания.
vRIMSKOI TRADITSII NAZIVAETSA DIDONIA,a ni ELISSA,u FINIKIITSI NAZIVALOS ELISSA
ELISSA - всё таки финикийское имя
Дидона (Dido), Элисса, в римской мифологии царица, основательница Карфагена, дочь царя Тира, вдова жреца Геракла Акербаса или Сихея, которого убил брат Дидоны Пигмалион, чтобы захватить его богатство. Бежав после смерти мужа со многими спутниками и сокровищами в Африку, Дидона купила у берберского царя Ярба землю. По условию она могла взять столько земли, сколько покроет бычья шкура; разрезав шкуру на тонкие ремни, Дидона окружила ими большой участок и основала на этой земле цитадель Карфагена Бирсу (греч. «шкура»). При её закладке были найдены головы быка и коня, что предвещало Карфагену богатство и военную мощь, уступающую, однако, римской (при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова - знак господства Рима над миром). По версии Юстина (XVIII 4-7), восходящей к более ранним греческим или финикийским источникам, Дидона, преследуемая сватовством Ярба, взошла на костёр, храня верность памяти мужа. Римская традиция связала Дидону с Энеем. Возможно, впервые эта связь была отражена в поэме Невия (3-2 вв. до н. э.) о Пунической войне. Обработал её Вергилий в четвёртой книге «Энеиды»: когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, она по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал к Энею Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Дидона покончила с собой, взойдя на костёр и предсказав вражду Карфагена с Римом. Образ Дидоны, возможно, восходит к финикийскому божеству; карфагеняне чтили её как богиню.
В нач. 16 в., почти одновременно с первыми переводами «Энеиды» Вергилия, создаются трагедии: «Дидона» Дж. Джиральди Чинтио; «Дидона» Л. Дольче; «Дидона, приносящая себя в жертву» Э. Жоделя и др.; среди поэтических произведений: «История царицы Дидоны» Г. Сакса и др. Среди драматических произведений 17-18 вв.: «Д., приносящая себя в жертву» А. Арди; «Дидона» Ж. де Скюдери; «Покинутая Дидона» П. Метастазио; «Д.» И. Э. Шлегеля; «Дидона» Я. Б. Княжнина и «Дидона» М. Н. Муравьёва.
Миф о Дидоне пользовался особой популярностью в европейском музыкально-драматическом искусстве начиная с сер. 17 в. (среди первых опер.: «Дидона» Ф. Кавалли; «Безумная Дидона» К. Паллавичино; «Дидона и Эней» Г. Пёрселла; «Безумная Дидона» А. Скарлатти и др.). К либретто П. Метастазио обращались композиторы А. Скарлатти (вторая опера на этот сюжет), Н. Порпора, Г. Ф. Гендель, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, В. Фьораванти.
До нас дошло немного произведений античного искусства, связанных с мифом (фреска в Помпеях, мозаика из Галикарнаса, ряд статуэток Дидоны, кончающей с собой, и др.). Европейское искусство обращается к мифу вначале в иллюстрациях к поэме Вергилия, начиная с 15 в.- в живописи. Наиболее распространённым был сюжет «самоубийство Дидоны» (картины А. Мантеньи, Аннибале Карраччи, Гверчино, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенса, С. Бурдона, Ш. Лебрена, А. Куапеля, Дж. Рейнолдса и др.), воплощались также сцены пиршества Энея и Дидоны и их охоты (фрески Я. Амигони и Дж. Б. Тьеполо, картины Г. Рени, И. Г. Тишбейна и др.), сюжет «Дидона основывает Карфаген» (Дж. Б. Питтони и др).
ДИДОНА
В финикийской мифологии богиня, основательница Карфагена. (Обращаю внимание, в ФИНИКИЙСКОЙ мифологии)
Культ этой богини имел финикийские корни, но впоследствии она была включена в греческий пантеон. По преданию, Дидона была превращена в смертную сестру царя Тира, Пигмалиона, умертвившего ее мужа и присвоившего его сокровища.
После смерти мужа Дидона не смогла больше жить в Тире и вынуждена была уехать в Африку. Царь берберов пообещал дать богине землю, количество которой должно было быть определено величиной шкуры вола, расстеленной на земле. Умная Дидона разрезала шкуру быка на тончайшие полоски и расстелила по земле.
Богиня построила на подаренной земле город Карфаген. Название главной башни города было напрямую связано с историей его происхождения. Это сооружение называлось Бирса, что означало "шкура".
Берберийский царь без памяти влюбился в Дидону, которая вдобавок к многочисленным достоинствам была очень красивой. Богиня отвергла любовь Ярба, и тот решил силой добиться ее. Царь объявил войну Карфагену.
Существует несколько вариантов гибели Дидоны. Согласно первому, богиня путем самоубийства решила спасти город от разрушения и бед. По второй версии, Дидона приютила у себя Энея, в которого впоследствии влюбилась, но Эней по велению богов должен был отплыть из Северной Африки, и богиня совершила самоубийство, решив таким образом избавиться от мук любви.
Позднее в районе Северной Африки возник культ Дидоны, где ее стали считать одной из самых главных богинь. Дидоне были посвящены трагедии Я.Б. Княжина, М.М. Муравьева и известная поэма Вергилия "Энеида".