Туроператоры теряют деньги не на революциях, а на налогах и жадных туристах00:04 Маргарита Парфененкова
В первом полугодии 2011 года темпы роста туристического рынка замедлились по сравнению с тем же периодом годом ранее. В первую очередь из-за событий в Египте, Марокко и Тунисе. Такие выводы сделали эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) в своем исследовании российского туристического рынка. Вернуться к докризисным объемам продаж удалось только за счет роста средней цены туров. Участники рынка согласны не со всеми выводами ВШЭ: спрос на туры в этом году рос, а вот стоимость туров — нет.
Падение темпов роста продаж наблюдалось практически по всем ключевым показателям, утверждают авторы аналитического исследования о деловом климате в сфере туристических услуг в первом полугодии 2011 года (подготовлено Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ). Винить в этом в первую очередь надо социально-политические потрясения в странах Северной Африки.
В исследовании ВШЭ использовали данные более 500 туристических фирм. В первую очередь компании жаловались на снижение спроса: 40% опрошенных руководителей туристических компаний оценили уровень спроса на услуги своих организаций «ниже нормального уровня». 20% компаний охарактеризовали свою экономическую ситуацию как неблагоприятную, почти 70% — как удовлетворительную и лишь 11% назвали ее благоприятной.
Негативное влияние на туристический бизнес в первом полугодии 2011 года оказывал существующий уровень налогообложения: этот фактор назвали больше половины участников опроса. Более трети компаний заявили, что вести бизнес им мешают недостаточный спрос, недостаточная платежеспособность потенциальных клиентов, недобросовестная конкуренция и высокая арендная плата. Еще треть опрошенных участников рынка заявили, что на деятельность их компаний влияют недостаток финансовых средств, высокие цены на транспортные расходы, отсутствие развитой туристической инфраструктуры на внутреннем рынке.
Туристическая отрасль, особенно на массовых направлениях выездного туризма, вернулась к общему объему докризисных продаж, считает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. Впрочем, произошло это во многом за счет увеличения цены туров. Туркомпании пытались компенсировать снижение темпов роста спроса, и в первом полугодии этого года вели агрессивную ценовую политику, утверждают эксперты ВШЭ. О росте цен сообщили 40% респондентов.
Впрочем, участники рынка не во всем согласны с экспертами ВШЭ. Сокращение спроса в начале года действительно наблюдалось, но касалось оно всего трех направлений: Египта, Марокко и Туниса, считает вице-президент «Ланта-тур вояж» Татьяна Коршунова. В частности, египетский рынок просел в первом полугодии на 55—60%, добавляет гендиректор Tez Tour Владимир Каганер. Однако в целом спрос на услуги туристических компаний в первом полугодии был выше уровня прошлого года, утверждает г-н Каганер. В «Ланта-тур вояж», например, количество клиентов выросло на 10—15%.
«Туристов стало больше, но они выбирают более дешевые продукты и заказывают меньше услуг», — объясняет итоги исследования г-н Каганер. По его словам, о росте цен на туры можно говорить только по отдельным направлениям. Например, на 15—20% подорожала Турция из-за закрытого в феврале—апреле для полетов Египта.
Читать полностью:
http://www.rbcdaily.ru/2011/09/08/marke ... 9981430206