Сказать. что вы абсолютно ничего не видели, значит ничего не сказать
![Exclamation :!:](./images/smilies/icon_exclaim.gif)
Поскольку история античного мира мое большое хобби, выкладываю для вас статью, которая прольет свет на ваши сомнения
Путешествие
Владимир Седов
Руины Проконсульской Африки
XX-MMVI - 10.03.2007
Сбейтла. Общий вид римского города
Сбейтла и Хаидра – римские города на краю пустыни
Колониальный характер культуры римлян особенно ощутим там, где не было нумидийских городков и поселков и где римляне основывали города заново, поселяя в них ветеранов того или иного легиона. Типичным образцом такого мирного колониального города с гипподамовой планировкой, без оборонительных стен и с непременным набором из терм, храмов, триумфальных арок, раннехристианских базилик и форума с Капитолием была бы Сбейтла (римская Суфетула), стоящая среди плодородных, заросших оливами холмов на границе предгорий и полупустыни, если бы не этот форум с Капитолием. Площадка форума в византийское время оказалась внутренним двором крепости, включившей в себя и триумфальную арку, и три храма Капитолия, – тем самым защитив их от разрушения. И вот этот чудесный Капитолий, состоящий из трех храмов на трех разных постаментах, соединенных арками, дошел до нашего времени в таком же хорошем состоянии, как и Капитолий в Дугге. Это равные по значению выдающиеся памятники, но у них разный жанр: если в Дугге мы видим отточенный образ, то в Сбейтле наблюдаем и такую же законченность (в боковых храмах), и последствия рискованного эксперимента – на гладких поверхностях среднего псевдопериптера выступают рустованные полуколонны, передающие интерес римских зодчих к фактуре дикого камня и к брутальности «необработанных» форм. Вполне вероятно, что именно этими впечатляющими рустованными колоннами Сбейтлы вдохновлялся Иван Фомин, когда применил гигантские рустованные полуколонны в здании Совета министров УССР в Киеве.
Хаидра. Мавзолей с портиком. II–III вв.
Хаидра. Граненый мавзолей. II–III вв.
Сбейтла. Капитолий. II в.
Хаидра Триумфальная арка Септимия Севера. II в.
Хаидра (античная Аммедара) стоит в совсем другом пейзаже – это уже каменистая и холмистая пустыня, по которой в глубоком каньоне вьется река. Здесь выделяется стоящий на отшибе мавзолей римского времени – маленький четырехколонный храмик (простиль) на высоком основании. А вход в город, нарезанный прямоугольной сеткой улиц, отмечает величественная триумфальная арка с необычной композицией: арочный проход фланкируют ризалиты из пары коринфских колонн, поддерживающих вынесенный архитрав. На другом конце города прямая лента римской дороги ведет к стоящему над оврагом еще одному мавзолею необычной шестигранной формы. Все эти объекты как-то особенно неприютно смотрятся на вымершей поверхности города, поодаль которого стоит небольшая арабская деревня.
Города одного памятника: Фисдрус с амфитеатром и Циллиум с мавзолеем Флавиев
И тут, и там никак нельзя получить цельного впечатления от города, как это можно было сделать и в нумидийских Дугге и Мактаре, и в римско-колониальных Сбейтле и Хаидре. Но скукота беспорядочного арабского городка Эль-Джем, разросшегося на месте римского Фисдруса, и промышленная пыль Кассерина, вставшего на руинах Циллиума, искупаются отдельными шедеврами, которые заставляют ехать в эти неромантичные места.
Кассерин (Циллиум). Мавзолей Флавиев. II–III вв.
В Эль-Джеме высится видный отовсюду гигантский амфитеатр – инженерное чудо римлян. Посмотрев не него, невольно начинаешь думать о всех подобных чудесах римской практичности и конструктивной смелости – о Гардском мосте, акведуке в Сеговии и стадионе в Перге. Этот амфитеатр огромен, но он меньше Колизея и амфитеатра в Вероне, хотя и побольше амфитеатров в Арле и Пуле. Это гигантский динозавр в ряду других: увидев его, думаешь, что знаешь всех остальных, хотя в книжном знании они безусловно отличаются.
Эль-Джем (Фисдрус). Амфитеатр. III в. Общий вид и арена
В Кассерине на окраине есть пустынная археологическая зона с развалинами и простоватой триумфальной аркой, но главный памятник стоит прямо на городском бульваре. Это мавзолей семьи Флавиев, дальних провинциальных родственников знаменитой императорской семьи. Этот ярусный мавзолей несомненно следует местной традиции (вспомним мавзолеи в Дугге, Мактаре и Хаидре), но не принадлежит к самым лучшим образцам, может быть из-за того, что самый верх его утрачен. Второй ярус мавзолея со стройными коринфскими пилястрами безусловно хорош, гармоничны и общие пропорции, но самое примечательное ждет путника на гладких стенах первого яруса: здесь в 110 строк написаны посвятительные стихи на латыни – грустный памятник филологии, прямое наслаждение которым доступно лишь классическим филологам, тогда как для неспециалиста эта надпись превращается в потрясающий пример абстрактной каллиграфии древности.
Продолжение следует...