Не совсем про исскуство, про историю ТунисаНа мысе Бон, вспоминая финикийцев
Если говорить о памятниках древности и других достопримечательностях, то Тунис может соперничать с любым государством, даже если оно по площади вдвое больше. Так несколько замысловато определил привлекательность этой страны один многоопытный путешественник, немало повидавший на своем веку.
И в самом деле, стоит только вспомнить Карфаген, который, как известно, должен быть разрушен и был разрушен. Глядя на великолепие морских пляжей, остается только удивляться, зачем вообще Ганнибал покидал эти берега. Говорят, что в тунисских пустынях, напоминающих лунный ландшафт, было снято больше сцен для фантастических фильмов, в том числе для "Звездных войн", чем во всех остальных странах, вместе взятых. Сейчас, в июле в Тунисе наступает время знаменитых фестивалей, где можно услышать классическую и популярную музыку, увидеть танцы, драматические представления, в том числе на арене восстановленного римского театра.
Но сейчас я хотел бы рассказать о мысе Бон, расположенном к юго-востоку от города Тунис и обычно не привлекающем внимание туристских толп. Между тем если вы хотите соприкоснуться с древней историей Туниса, подышать ее воздухом, то едва ли найдете более подходящее место. Как и я, вы увидите и поразитесь масштабам римских каменоломен, где в огромных искусственных пещерах жили, трудились и умирали, не видя дневного света, рабы, вытесывавшие из песчаника блоки для исполинского коллизея в Эль-Джеме и циклопических построек Лептис-Магны. Неподалеку, в Калибийи раскинулась на высоком холме мощная византийская крепость, построенная в VI веке.
Но главная достопримечательность мыса Бон -- Керкуан -- город, основанный финикийцами в 5 веке до новой эры. Он был полностью разрушен римлянами в ходе III пунической войны. Побродив по его улицам, проникаешься чувством сопричастности к давно канувшим в Лету временам. Остатки стен дают представление не только о домах, но и о том, как жили их обитатели. В полах видны белые мозаичные вкрапления, перемежающиеся с вделанными в камень синими осколками стекла. Встречаются стилизованные, похожие на детские рисунки изображения богини Луны Танет. В гостиных стоят столы и низкие скамьи из красного камня. К утопленным в пол ваннам подведены водопроводные трубы. В одном из домов сохранилась душевая -- вытесанные в камне сиденья для мужа и жены, ванночка для ребенка.
Именно поездка в Керкуан породила у меня желание узнать побольше об удивительном народе -- финикийцах, некогда пришедших в Северную Африку из Леванта -- как они жили здесь, что оставили после себя. Чем больше узнавал, тем сильнее убеждался в том, что этот народ заслуживает много более весомого места в писаной истории, чем обычно ему уделяется. Финикицы переселились в Ливан из Омана в середине IV тыс. до нашей эры. Там они основали города Сидон (Сайду), Тир, Берит (Бейрут), установили контроль над Библом.
Вклад финикийцев в человеческую цивилизацию огромен. Достаточно сказать, что они изобрели первый в мире алфавит -- буквенно-звуковое письмо, перенятое в силу его простоты и доступности греками и римлянами и легшее затем в основу всей современной письменности, включая и кириллицу. Они первыми изобрели меры длины и веса, открыли секреты производства стекла и чеканки металла. Греки называли финикийцев своими учителями.
Финикийские купцы избороздили все Средиземное, заходили в Черное море, проникали через нило-красноморский канал в Индийский океан и добрались до Индии и Цейлона. Финикийские моряки впервые обошли вокруг Африки, опередив на двадцать столетий Васко де Гаму. Вдали от берегов финикийцы ориентировались по солнцу, а ночью -- по Малой медведице и Полярной звезде; открытие этих способов навигации они держали в тайне.
Финикийцы -- что было необычным для того времени -- предпочитали избегать войн. Главным своим занятием они считали торговлю. Основанные ими поселения были торговыми факториями, а не опорными пунктами для захвата новых территорий. Возникавшие конфликты с другими государствами города Финикии стремились урегулировать дипломатическими методами, а если это оказывалось невозможным -- шли на уступки, переориентируя свои торговые связи на районы, находившиеся вне сферы интересов других государств.
В 9 веке до новой эры Финикии угрожали подступившие к ее границам ассирийцы. На это наложилась внутренняя смута, начавшаяся в Тире. Царица Элиссы вынуждена была бежать из города. Вместе со своими сторонниками она погрузилась на корабли, вверила себя покровительству бога мореходов Мелькарта и достигла Туниса, где уже 300 лет существовали финикийские колонии -- Утика, Гиппон, Хадремут. Элисса договорилась с одним из местных вождей, что тот позволит ей арендовать кусок земли, который может быть покрыт кожей быка. Хитроумные финикийцы разрезали кожу на узкие полосы, которых хватило, чтобы окружить ими холм, названный Бирсой и ставший карфагенским акрополем. Конечно, в этой сделке ими было допущено плутовство, но так или иначе финикийцы приобрели для себя территорию, причем не силой, а по договоренности. К новому городу стали стекаться местные жители, чтобы продавать богатым пришельцам продовольствие и различные товары. Прибыла с дарами и делегация из Утики. Так в 814 году был основан Карфаген.
Вскоре он превратился в самый крупный и богатый город античного мира. В период расцвета его население достигало миллиона человек. У подножья Бирсы находился форум, к которому сходились три улицы, застроенные шести-семиэтажными домами, в них жили, как мы сейчас сказали бы, представители среднего класса. Далее шли прямые улицы со столь же высокими зданиями, разбивавшие построенный по заранее продуманному плану город на прямоугольники. За ними находились утопавшие в зелени виллы богачей, а еще дальше -- хижины бедняков. Верхушку Бирсы венчал храм Эшмуна -- бога здоровья и врачевания, построенный таким образом, что холм приобрел пирамидальную форму.
На отделявшем город от материка перешейке было возведено три ряда стен в пятнадцать метров высотой и десять -- толщиной. Мощные -- в четыре-пять этажей -- башни, чьи подвалы уходили под землю на десятиметровую глубину, были удалены друг от друга на расстояние полета стрелы. Со стороны же моря Карфаген был окружен ординарной стеной. В черте города находились казармы для двадцати тысяч пехотинцев и четырех тысяч всадников и конюшни для трехсот слонов -- "тяжелых боевых машин" карфагенской армии -- и четырех тысяч лошадей.
Залив был перегорожен дамбой, в которой сделали проход для судов, шириной тридцать метров. Она отделяла от моря торговый порт с хорошо оборудованными причалами. Узким каналом торговая гавань была соединена со специально вырытым водоемом площадью около десяти гектаров, представлявшим собой военный порт. В нем могло разместиться 220 крупных военных кораблей -- гептер, квинквирем, трирем, не считая более мелких -- бирем и унирем. В центре гавани был насыпан остров, на котором находились верфи и резиденция наварха. Из ее окон он мог видеть все происходящее в порту. Здание увенчивалось башней, с которой подавались сигналы кораблям.
Вода в город поступала по акведуку длиной 132 километра. Для того, чтобы люди не погибли от жажды в случае осады и разрушения акведука, были вырыты огромные подземные цистерны. Кроме того, вода поступала из находившегося в центре Карфагена фонтана Тысячи амфор, питавшегося из подземного источника.
В Карфагене существовала весьма эффективная для своего времени система государственного управления. Высшим органом власти был Совет старейшин в составе 300 назначаемых пожизненно членов, возглавлявшийся своего рода "президиумом" из 10, а с V века -- 30 человек. Наряду с Советом старейшин существовал Совет 104-х, представлявший собой что-то вроде нижней палаты парламента. Его членов избирали специальные комиссии -- кентарии. Исполнительная власть находилась в руках магистратов, возглавляемых двумя суффетами, выбиравшимися Советом 104-х сроком на год. Советом 104-х избирались также два стратега, командовавших войсками. Народное собрание играло роль арбитра и собиралось в том случае, если законодательная власть не могла принять согласованного решения. Греческий философ Аристотель, восхищавшийся карфагенской политической системой, считал, что она близка к идеальной, ибо предотвращает как установление тирании, так и народные мятежи.
В карфагенской армии служили берберы, причем не как наемники, а как рекруты, составляя при этом ее наиболее боеспособную часть. В сражении при Каннах у Ганнибала из пятидесятитысячной армии 12 тысяч были африканцами. Они находились на направлении главного удара, и их действия решили исход сражения.
Берберы восприняли язык, культуру, религию и обычаи пришельцев востока, став "ливофиникийцами". В граничащей с Карфагеном Нумидии финикийский язык считался государственным. Характерно, что и в Испании карфагенские полководцы, присоединяя к Карфагену ту или иную область, действовали нередко не силой оружия, а заключая союзные договоры с местными племенами.
В карфагенских городах было много библиотек с богатыми рукописными фондами -- отчетами о морских путешествиях, сочинениями историков, трактатами философа Гасдурбала Клитомаха, учебниками по агрономии Магона (28 томов) и Гамилькара. Все они были уничтожены римлянами, и до нашего времени дошли лишь отдельные книги, переведенные на латынь и греческий. Но знакомство даже с ними показывает, насколько просвещенными были карфагеняне.
Финикийцы завезли в Тунис оливки и виноград, которые распространились по всему Магрибу и Испании, хорошо прижились и выращиваются там до сих пор. Они принесли с собою также искусство террасирования холмов, и многие места в Тунисе и сейчас выглядят так же, как сельскохозяйственные районы Ливана. После II пунической войны, благодаря усилиям Ганнибала, было проведено орошение и превращены в сельскохозяйственные угодья обширные площади в нынешней Сахельской провинции Туниса. О том, насколько высокоразвитым было карфагенское сельское хозяйство, свидетельствует тот факт, что после II пунической войны Карфаген в течение одного года поставил в Рим качестве контрибуции 500 тысяч александрийских центнеров пшеницы и 300 тысяч центнеров ячменя и это не вызвало нехватку продовольствия.
Но все же своим богатством Карфаген был обязан прежде всего торговле. Городские склады были заполнены маслом с Сицилии, винами Родоса, солониной из Сиртики, оловом из Бретани, серебром из Испании, железом с Эльбы, тканями с Мальты, стеклянными изделиями из Египта, керамикой из Греции и произведенными в самом Карфагене золотыми и серебряными украшениями, холстами, кожами. Гараманты, с которыми у карфагенян установились добрососедские отношения, доставляли из Тропической Африки к побережью рабов, слоновую кость, драгоценные камни, страусовые перья, дерево. Особую ценность представляла соль, которая добывалась на разбросанных по Сахаре озерах. Интересно, что она продавалась в прибрежных городах по той же цене, что и редкие металлы.
Карфагеняне вели торговлю на огромном рынке, простиравшемся вплоть до западной Африки и Ирландии. Выходя из Карфагена, их суда не только добирались до пределов известного тогда мира, но и смело пересекали их. В поисках новых рынков карфагеняне организовывали крупные морские экспедиции, смело уходившие в неведомое. Так, Гимилькон во время одного из своих путешествий побывал в Бретании, на Корнуолле, прошел через Ла-Манш и в конечном итоге добрался до устья Рейна. Финикийцы пытались пересечь и Атлантический океан. Им удалось достичь Саргассова моря, до Америки оставалось "рукой подать", но их суда легли на обратный курс. Гимильконом был сделан вывод, что "далее на запад от Столпов Мелькарта (то есть Гибралтара) море безбрежно". Выдающимся событием стала экспедиция Ганнона Мореплавателя к берегам западной Африки. В ней приняло участие около 30 тысяч человек, разместившихся на 60 судах. Карфагеняне доплыли до Камеруна, основывая по пути новые города, которые сразу заселялись находившимися на судах людьми. Память об этой экспедиции пережила века. Две с половиной тысячи лет спустя русский поэт Н.С.Гумилев писал: "Ганнон Карфагенгянин, князь Сенегамбий, Синдбад-Мореход и могучий Улисс, О ваших победах гремят в дифирамбе Седые валы, набегая на мыс!"
В течение первых трех веков своего существования карфагенянам удавалось в общем и целом идти мирным руслом -- не втягиваться в серьезные вооруженные конфликты и пользоваться благами мирной жизни. Но с VI века им пришлось противостоять грекам, пытавшимся вытеснить их из Сиртики и с Сицилии. Началась цепь войн, длившихся -- с перерывами -- 400 лет и закончившихся разрушением Карфагена.
Своеобразным прологом к этому стала гибель Финикии, куда в 332 году вторглись войска очередного "потрясателя вселенной" царя Александра Македонского. После семимесячной осады был разрушен Тир, его уцелевшие жители обращены в рабство. Так прекратила свое существование "восточная ветвь" финикийцев.
На западе карфагенянам удалось в союзе с римлянами остановить продвижение греков, разбив в 275 году на Сицилии армию царя Эпира Пирра. Прошло, однако, всего десять лет, и из-за противоречий, порожденных столкновением интересов Рима и Карфагена на той же Сицилии, началась война между этими двумя "сверхдержавами" античного мира.
Противники карфагенян -- римляне обладали совершенно иным, нежели финикийцы, национальным характером. Это были воинственный, агрессивный и жестокий -- даже по меркам той, далеко не самой человеколюбивой эпохи -- народ. Уже основание Рима сопровождалось, согласно легенде, убийством Рема его братом Ромулом. Римляне получали наслаждение, глядя, как во время боев гладиаторов люди убивают друг друга. Вся история римского государства представляла собою цепь непрерывных войн на огромном пространстве от Британии на западе до Дуная на востоке и Гарамантиды на юге.
Началась эпоха знаменитых пунических войн, первая из которых длилась 24 года -- вплоть до 256 года, когда карфагенский флот был разгромлен сражении у Эгатских островов. В 241 году был заключен мир. Карфаген потерял Сицилию, но все еще оставался великой державой.
В результате II пунической войны карфагеняне лишились всех своих владений, сохранив за собою лишь территории, прилегающие к метрополии. А затем наступила и очередь самой метрополии. Осада Карфагена римлянами началась в 149 и продолжалась до 146 года. В эти последние годы, месяцы, дни и даже часы своего существования карфагеняне выказали мужество, которое могло бы вызвать уважение спартанцев, сражавшихся у Фермопил. Все предложения о сдаче отвергались, следовавшие друг за другом штурмы отбивались. Мужчины и женщины днем и ночью работали в мастерских, изготовляя ежедневно по 300 мечей, 100--140 щитов, 500 копий и дротиков и до тысячи стрел для баллист. Канаты для катапульт плели из женских волос.
Так продолжалось три года. Но постепенно силы защитников таяли, и в конце концов римляне ворвались в город. Уличные бои шли шесть дней и шесть ночей. Карфагеняне защищали стену за стеной, улицу за улицей, дом за домом, комнату за комнатой. Огонь, писал греческий историк Аппиан, перекидывался с одного дома на другой. Из рушащихся зданий "вместе с камнями вываливались на середину улиц вперемежку и мертвые, и живые... Другие же, сбрасываемые и падавшие с такой высоты вместе с камнями и горящими балками, испытывали огромные страдания, ломая кости и разбиваясь насмерть". Кавалерия скакала по трупам и раненным, раскраивая лица и черепа. "Люди, точно мусор, заполняли рвы".
Из 700 тысяч жителей, насчитывавшихся в Карфагене к началу осады, в живых осталось всего 50 тысяч, которые были обращены в рабство. Руины Карфагена горели 17 суток. А потом его развалины были стерты с лица земли. Место, на котором стоял город, было распахано, посыпано солью и проклято. Так пришли к концу своего долгого пути финикийцы в Африке.
Память же об этом талантливом народе -- мореплавателей, первооткрывателей, землепроходцев -- сохранилась в географических названиях: "Тунис", который был назван в честь Танет, "Испания", что означает "Берег кроликов". И даже слово "Европа" -- финикийское, а переводится оно на русский язык как "Заходящее солнце".
"Эхо планеты"
18.07.2003
Алексей Подцероб