Страница 1 из 5

Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 16:04
Almaz
Впечатляющие итоги C.Филалов 2007 год

Так уж сложилось, что автор этой книги свои последние репортажи из Туниса написал в начале 90-х годов. Затем я каждый год приезжал в страну (иногда не по одному разу), общался с людьми, видел зримые результаты реформ Бен Али, но в силу того, что российского читателя в ту пору интересовали отнюдь не международные дела, а, прежде всего, своя собственная жизнь в условиях становления – со всеми его трудностями – новой российской государственности, информация, которую я собирал, копилась в моем архиве.



Но рассказывать русским читателям о Тунисе хотелось, и результатом стали две книги, написанные мною вместе с давним другом и соавтором, бывшим заведующим бюро АПН в Тунисе Николаем Сологубовским. Книги назывались «1001 история, рассказанная в Хаммамете» и «Самые популярные курорты Туниса». Последняя оказалась полезной для многих наших туристов, открывших лет десять назад Тунис, как место прекрасного отдыха.



И вот настала пора раскрыть архивы и рассказать о том, чего же добился Тунис во главе со своим президентом за те годы, когда реформы «зинестройки» не были в центре внимания российского читателя. Должен сразу отметить, что часть фактов брал из работ отечественных востоковедов, которые продолжали изучать страну в 90-е годы и выдавали на-гора свои работы, посвященные ходу реформ. Поэтому предлагаемая глава является плодом коллективного труда нескольких небезразличных к Тунису исследователей. За что им от автора большое спасибо.



Итак, Тунис. Годы 19900-е. Чем они были характерны?



Новый лидер



В потрясаемом кризисами арабском мире Тунис является одним из немногих островков стабильности и устойчивого развития. В 1990-2006 гг. среднегодовые темпы роста экономики этой страны составили 5%, в четыре раза опережая прирост населения. Доход на душу населения возрастал на 3% в год и в к 2007 году превышает 2 тыс. долл., являясь самым высоким в Африке. Это создает благоприятный климат для зарубежных капиталовложений, достигших в 2005 г. 928 млн тун. динаров (курс валют: 1 долл. США = 1,2 -1,3 тун. динара), что на 6% выше уровня 2004 года.



Страна располагает солидными золотовалютными резервами, составившими к концу марта 2006 года 3,9 млрд долл., что обеспечивает 108-дневное покрытие импорта. По оценке Всемирного банка, Тунис является единственной арабской и одной из двух африканских (наряду с Маврикием) стран, входящих в десятку наиболее динамично развивающихся государств «третьего мира», а по конкурентоспособности экономики занимает первое место в Африке.



Такие показатели выглядят необычными для страны, не располагающей ни значительными запасами полезных ископаемых (в 2003 году было добыто 24,3 млн. барр. нефти, 2,2 млрд. куб м газа, 7,9 млн. т фосфатов), ни емким внутренним рынком (население Туниса составляет 10 млн человек) и к тому же находящейся в течение ряда последних лет в достаточно сложной ситуации (засуха 1999-2003 гг., рост цен на ввозимые из_за рубежа энергоносители, усилившаяся конкуренция на мировом рынке текстиля и текстильных изделий, на которые приходится почти половина тунисского экспорта).



Секрет экономических успехов страны кроется в способности тунисцев максимально использовать те преимущества, которыми они обладают – географическая близость к Европе, квалифицированная и при этом дешевая рабочая сила, инвестиционная привлекательность, формируемая экономической и политической стабильностью, налоговыми льготами, низкими издержками производства. Свою роль играет и ментальность тунисцев, всегда бывших морской нацией, т.е. нацией, открытой к общению с другими народами, заимствующей и использующей их опыт.



Важнейшее значение имеет способность тунисского руководства к видению стратегических перспектив развития. Уже в 60-70_е гг., раньше, чем не только в большинстве развивающихся, но и в ряде промышленных стран, в Тунисе осознали необходимость «инвестиций в человека», приступив к активному развитию систем образования и профтехподготовки. Это позволило обеспечить национальное хозяйство высокопрофессиональными кадрами и, как следствие, повысить производительность труда. Одновременно были приняты эффективные меры по ограничению рождаемости. В результате доля жителей в возрасте менее 15 лет снизилась с 37% в 1990 году до 31% в 1999 году, и, соответственно, возросла доля работоспособного населения.



В настоящее время основной упор правительством страны делается на адаптацию ее экономики к постиндустриальному этапу развития, создание в этих целях современных коммуникационных систем, внедрение цифровых технологий. В этом отношении также достигнуты впечатляющие результаты. По такому показателю, как использование информационных и коммуникационных технологий и эффективность их воздействия на развитие и конкурентоспособность экономики, Тунис занимает первое место на Арабском Востоке и в Африке и 36-е в мире, опережая ЮАР (37-е место), Италию (42-е место), Грецию (43-е место).



Осознавая, что в эпоху глобализации будущее принадлежит крупным государствам или союзам государств, тунисское руководство последовательно проводит курс на интеграцию с Европой. Тунис стал первой страной на южном фланге Средиземноморья, подписавшей с Европейским союзом соглашение о поэтапном создании в ближайшие 12 лет зоны свободной торговли. Это партнерство должно придать ему большую стабильность, закрепляя тунисскую экономику в европейской сфере.



В 1995 году Тунис подписал Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, в соответствии с которым к 2008 году между ними должна быть создана зона свободной торговли. Уже сейчас на европейские страны приходится более 80% внешнеторгового оборота и зарубежных инвестиций. ЕС со своей стороны оказывает достаточно масштабную помощь Тунису, в первую очередь в таких областях, как сельское хозяйство, сфера услуг, содействие экспорту с тем, чтобы уменьшить негативное воздействие процессов интеграции с ЕС на ряд отраслей тунисской экономики. Вместе с тем решающим фактором развития внешняя помощь не является, и ее предоставление не ведет к образованию чрезмерно большой задолженности. Внешний долг Туниса составляет 17 млрд долл. при объеме валового внутреннего продукта 26 млрд долл. в год.



Главная задача, которая стоит сейчас перед Тунисом в экономической сфере – адаптировать национальное хозяйство к новым условиям, которые возникнут после создания в 2008 году полномасштабной зоны свободной торговли с ЕС. Кроме того, налицо необходимость ускорить, несмотря на достигнутые успехи, переход к «информационному обществу».



Что касается расчетов руководства страны на удвоение в течение 10 лет дохода на душу населения, то это потребует увеличения темпов экономического роста на 1-1,5% ежегодно. Устойчивое экономическое развитие привело к существенному повышению уровня жизни тунисцев. Продолжительность жизни возросла с 67 лет в 1984 году до 72,9 лет в 2001. Прирост населения снизился с 1,7% в 1994 году до 1,1% в 2001 году. Структура тунисского общества характеризуется наличием среднего класса, который формируют около 80% населения. Рост его численности, приведший к трансформации социальной структуры общества из «пирамидальной» в свойственную промышленно развитым странам «ромбовидную», стал одним из залогов политической стабильности Туниса. Одновременно процент лиц, живущих ниже уровня бедности, т.е. менее чем на 2 долл. в день, сократился – по разным оценкам – до 4,2-6,2%.



В настоящее время 75% тунисских семей являются собственниками жилья, 21% обладает автомобилем (по сравнению с 16% в 1994 году), 82% – холодильниками (по сравнению с 55%), 36% – телефонными аппаратами (по сравнению с 16%), половина – мобильными телефонами (в 1994 г. было 13%). Потребление в текущих ценах выросло с 16 млрд тун. дин. в 1992 году до 24 млрд тун. дин. в 2002 году (в стабильных ценах 1990 года с 11 млрд до 14 млрд тун. дин. соответственно).



Весьма важное значение имеет проведение правящей партией Демократическое конституционное объединение, выступающей с социал-демократических позиций, социально-ориентированной политики. Населению обеспечивается бесплатное начальное, среднее и высшее образование (при этом студенты вузов получают госстипендии), бесплатное медицинское обслуживание, государственное дотирование медикаментов. Не облагается налогами дизтопливо, используемое общественным транспортом, грузовыми автомобилями, сельхозтехникой. Все деревни в стране электрифицированы, к ним подведены асфальтированные дороги. Бедным семьям бесплатно предоставляется пакет социальных услуг. В целом покрываемые государством социальные расходы выросли с 507 тун. дин. на душу населения в 1999 году до 641 тун. дин. в 2003 году.



Политический плюрализм по-тунисски



Ведущей политической силой в Тунисе по-прежнему остается Демократическое конституционное объединение (ДКО), которое сохраняет рычаги управления страной, занимая основные и прочные позиции во всех сферах политической жизни. Авторитет ДКО в тунисском обществе остается достаточно высоким. Как показали последние избирательные компании, большинство населения поддерживает кандидатов от правящей партии. ДКО сумела стабилизировать социально-экономическую обстановку в стране, нейтрализовать исламские движения и наладить диалог с оппозиционными партиями.



Стремясь заручиться поддержкой широких слоев тунисского общества, она в своей программе выдвинула цели, импонирующие простому народу, трудящимся. В политической сфере – это борьба за единство народа, за политический плюрализм и против «фанатизма», в экономической – повышение темпов экономического роста на базе развития предпринимательства и частной инициативы, более равномерное распределение национального богатства между отдельными слоями тунисского общества, ликвидация безработицы и создание новых рабочих мест для молодежи.



Эти лозунги привлекли в партию много новых членов, в основном это молодежь, поддержавшая курс Бен Али. Численность партии значительно возросла. Если в рядах предшественницы ДКО – Социалистической дустуровской партии (СДП) - состояло около 900 тыс. членов, и для Туниса это считалось высоким показателем, то в ДКО в 1993 г. насчитывалось уже 1 803.447 членов (при численности населения в 9 млн человек). По данным на 1997 г. численность ДКО составляла уже около 2 млн членов.



Следует отметить, что одним из ярких признаков обновления ДКО после 1988 г. стало введение обязательной женской квоты и соответственное увеличение числа женщин в партии. Так число женщин-делегатов съезда 1994 г. составило 187 человек – против 30 человек в 1988 г. Партия не только сохранила свою социальную базу, но стремится, и не без успеха, ее расширить. Хотя по Конституции запрещено создавать партийные ячейки в армии и государственных структурах, ДКО создает свои представительства на предприятиях, в министерствах и ведомствах, оправдывая это тем, что создание партийных ячеек показывает рост авторитета и доверия населения Туниса к партии.



Руководство страны проводит курс на постепенную политическую либерализацию. 20% мест в Палате депутатов и в муниципальных советах резервируются за представителями оппозиции даже в случае, если оппозиционные партии набрали в ходе выборов менее одной пятой голосов. За счет государственных субсидий обеспечивается 50% финансирования деятельности партий, в т.ч. оппозиционных, и половина их расходов на издание газет. С 1994 года президентские выборы проводятся на альтернативной основе.



Правительство делает определенные шаги в сторону конструктивной оппозиции: представителей оппозиционных партий привлекают к разработке государственных программ экономического развития. В свою очередь, оппозиция так же высказывается за налаживание плодотворных взаимоотношений с правительством и ДКО. Но, выступая за налаживание контактов, руководители оппозиции подчеркивают свою политическую самостоятельность, наличие собственных политических интересов и программ, отличных от программы правящей партии, выступают против сращивания госаппарата с ДКО.



В целом власти не только не боятся оппозиции, но и всячески поддерживают ее, стимулируя появление политического конкурента ДКО. На октябрьских выборах 1999 г. оппозиция добилась порядка 20% голосов, что оценивается в Тунисе как важная победа проводимой в стране либерализации политической системы.



Однако. политика стимулирования оппозиции не распространяется на организации исламистского толка. Сейчас Тунис является своего рода витриной, образцом того, как обеспеченное и стабильное общество может сопротивляться проникновению исламистов, чья активность наглядно проявляется от Северной Африки до Юго_Восточной Азии.



При Бен Али возросла роль Высшего исламского совета, пропагандирующего подлинные ценности ислама и выступающего против всякого искажения ислама, его политизации. Совет рассматривает издаваемую литературу, программы религиозного воспитания молодого поколения с точки зрения их соответствия подлинным исламским ценностям и высказывает свое мнение по этому вопросу. В стране идет активное строительство мечетей – после 1987 г. их было построено более тысячи. Власти всячески поощряют изучение Корана, лучшие его знатоки награждаются специальными президентскими премиями. Принимаются меры для обновления языка религиозного общения, для чего организуются специальные семинары и курсы лекций для имамов. Ежегодно в дни рамадана с поощрения администрации для малоимущих, престарелых и больных тунисцев готовится и раздается угощение.



Все эти меры принимается для укрепления ислама, усиления влияния правящей партии в массах. Сегодня в Тунисе религиозная оппозиция экстремистов практически не имеет возможностей для открытой пропаганды своих взглядов. Ее руководство находится в эмиграции, а пропаганда ислама в политических целях запрещена законом.



Конечно, сформировавшаяся в Тунисе после прихода к власти в 1987 году президента Бен Али политическая система позволила эффективно противодействовать проявлениям исламизма и обеспечила политическую стабильность..



Экономический рывок



Когда в 1956 Тунис получил независимость, он являлся аграрной страной. К началу 1980-х годов сельское хозяйство оставалось существенным, но уже далеко не преобладающим сектором экономики. С тех пор значительно расширилась промышленная база Туниса, доминирующая роль в которой принадлежит нескольким крупным секторам. Развитие тунисской экономики зависит от экспорта нефти и минерального сырья, роста обрабатывающих отраслей, развития туризма и поступлений из-за границы.

Международные финансовые институты называют Тунис «успешной страной» в деле структурных экономических преобразований.



Прирост внутреннего валового продукта (ВВП) составил в среднем 5% в год с 1987 года. В последние годы неуклонно увеличивался и доход на душу населения, с 1956 г. по начало нового тысячелетия он вырос с 300 до 2034 долл. А только за годы правления Бен Али – с 952 динаров в 1987 году до 3 995 динаров в 2005 году (1 доллар США =1,2 - 1,3 тунисского динара)!



Развитие экономики в независимом Тунисе шло относительно быстрыми темпами, но, как выяснилось, не всегда в верном направлении. Это начало проявляться на протяжении семидесятых годов, но особенно очевидным стало в восьмидесятые е годы, когда одновременно с засухой, поразившей сельское хозяйство, сократился объем экспорта нефти. Внезапное падение мировых цен на нефть вызвало в 1986 кризис платежей, что побудило правительство Туниса обратиться за финансовой помощью к Международному валютному фонду (МВФ). Последствия кризиса были сглажены в 1987, когда были повышены мировые цены на нефть, а частые осадки позволили собрать хороший урожай.



Тем не менее, в результате негативного воздействия военных действий в зоне Персидского залива на развитие экспорта и туризма в Тунисе , в 1991 правительство было вынуждено прибегнуть к жесткой экономии государственных средств. Но страна быстро оправилась от последствий войны в Заливе, и в 1992 году ВВП увеличился на 8,6%.



Трудовые ресурсы. В 90-е годы в экономике Туниса было занято примерно 2,8 млн человек, около 77% из них мужчины. Приблизительно 22% трудовых ресурсов было сосредоточено в сельском хозяйстве, 20% – в обрабатывающей промышленности, 29% – в сфере услуг, 14% – в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе и 13% – в сфере строительства.

Безработица вынудила многих тунисцев искать работу за пределами родины. Хотя многочисленность тунисских диаспор в зарубежных странах свидетельствует о неблагоприятной ситуации в области занятости, но в то же время денежные переводы из-за границы составляют важный источник накоплений иностранной валюты.



Энергетика. Источником приблизительно 54% потребляемой в стране в 90-е годы энергии служила сырая нефть. В сельских районах важным энергоносителем служит древесина, на долю которой пришлось 14% потребленной в стране энергии. Несмотря на то, что производство сырой нефти превышает внутренние потребности, Тунис вынужден импортировать некоторую часть нефти. А поскольку развитие мощностей национальных нефтеперерабатывающих предприятий не соответствует потребностям страны, Тунис вынужден был закупать за рубежом свыше 50% потребляемых нефтепродуктов. В 1994 г. в стране было выработано около 6 млрд кВт/ч, приблизительно в четыре раза больше по сравнению с 1975 г.



Транспорт. На момент достижения в 1956 г. независимости Тунис уже располагал системой транспортных коммуникаций, и за прошедшие годы она значительно расширилась и улучшилась. Главные города соединены железнодорожным сообщением и автодорогами с твердым покрытием, железнодорожной колеей с побережьем связан ряд внутренних районов, где производится добыча фосфоритов. Страна располагает пятью коммерческими морскими портами: Тунис_Ла Гулетт, Бизерта, Сусс, Сфакс и Габес. Имеется также нефтяной терминал в Схире на побережье залива Габес, который связан с внутренними районами нефтедобычи нефтепроводами. К настоящему времени система железнодорожных путей модернизирована и расширена. Торговый флот Туниса относительно невелик, но он перевозит значительную часть экспортно-импортных грузов.



Пять крупных городов располагают собственными аэропортами: столица Тунис-Картаж, Монастир, Джерба, Тозер и Табарка. Большинство международных авиарейсов обслуживается аэропортом Тунис-Картаж вблизи столицы. Аэропорт Монастир принимает большинство чартерных рейсов.



Сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство – основа экономики страны, в нем занята почти четверть трудоспособного населения. Две трети территории Туниса предоставляют благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Страну можно разделить на пять сельскохозяйственных районов: плодородные горные долины севера, где выращивается пшеница; северо-восточные области, включая полуостров Кап Бон, специализирующиеся на производстве цитрусовых и винограда; северная часть центрального района, известная своими оливками; центральный район – центр овцеводства, а также оазисы засушливой южной части центральной области.



Природно-климатические условия не гарантируют урожаи, и, поскольку орошаемых площадей немного, успех земледелия зависит от количества осадков, выпавших в тот или иной год. Главные сельскохозяйственные культуры – пшеница, ячмень, кукуруза, овес и сорго. Объемы произведенной в Тунисе сельскохозяйственной продукции не покрывают нужды населения, поэтому страна вынуждена импортировать пшеницу и другие продовольственные культуры. Важное место занимает производство фруктов, которые составляют важную статью экспорта. На экспорт выращиваются оливки, апельсины, фиги, финики и виноград, Кроме того, в стране возделывают помидоры, картофель, дыни, зеленый перец_чили и другие виды перца, сахарную свеклу, абрикосы и миндаль. Важное место в животноводстве занимает выращивание овец, цыплят и коз, большое внимание уделяется также разведению крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов.



Правительство видит главную задачу в повышении уровня сельскохозяйственного производства. Нынешняя политика в области сельского хозяйства направлена на достижение самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, что позволит сократить импортные закупки и создать здоровую сельскую экономику. Это, в свою очередь, уменьшает отток сельского населения в города. В настоящее время осуществляется программа повышения эффективности сельскохозяйственного производства путем расширения орошаемых площадей, что должно помочь сельскому хозяйству в борьбе с последствиями засух. В 1994 г. были орошены 385 тыс. гектаров. Почти все орошаемые земли находятся в северной части страны, главным образом в долине реки Меджерды. Другой путь повышения уровня сельскохозяйственного производства – механизация и применение химических удобрений.



Горнодобывающая промышленность. Важнейшее минеральное сырье – нефть, хотя по ее запасам, которые в начале 1990-х годов были оценены в 263,9 млн т, Тунис намного уступает соседним странам. Первые значительные месторождения нефти были обнаружены в 1964 г. вблизи южной границы с Алжиром. В начале 1980-х годов основными районами нефтедобычи служили также месторождения на севере центрального района и шельфовые районы залива Габеса вблизи Сфакса. В 1991 г. Тунис произвел 5,2 млн т нефти.



Осуществляется также добыча природного газа. Тунис – один из ведущих производителей фосфоритов, добыча которых ведется главным образом в центральных районах страны, прежде всего, в районе Гафсы. В незначительных количествах в стране налажено также производство железной, свинцовой и цинковой руд, а также соли.



Обрабатывающая промышленность. Наиболее развитыми являются текстильная и швейная промышленность. Большая часть текстильного производства идет на экспорт. Другие важные отрасли производства: нефтепереработка, металлургия, производство электрооборудования, машин и транспортных средств, химических товаров на основе фосфоритов, цемента, обуви, табачных изделий, бумаги и мебели. Предприятия расположены, прежде всего в столице Тунисе, Суссе, Сфаксе, Габесе и Бизерте.



Туризм. В период 1961-1972 гг. доходы от иностранного туризма ежегодно увеличивались на 30%. Значительное число туристов прибывает из Германии, Алжира, Ливии и Франции. В середине 90-х годов в Тунис во все большем количестве поехали туристы из России. С 3 тысяч человек в 1993 году число наших отдыхающих выросло до 120 тысяч в 2006 г. Иностранных туристов привлекают в первую очередь такие центры, как Хаммамет, Сусс и Джерба.



Внешняя торговля. В 1996 г. импорт составил около 7,5 млрд долл., в то время как экспорт принес лишь 5,4 млрд долл. Основные статьи импорта – машины и оборудование, сырая и переработанная нефть, продовольственные товары, транспортные средства, древесина, а также хлопок-сырец и хлопчатобумажная пряжа. Экспортные поступления за 1995 г. в процентном отношении выглядели следующим образом: текстильные товары и кожа – 47,5%, химические и сопутствующие товары – 11,9%, машины и транспортное оборудование – 9,4%, сельскохозяйственные продукты и продовольственные товары – 8,7%, минеральное сырье, топливо и смазочные материалы – 8,5%. Другие важные статьи экспорта – фосфориты и продукты их переработки, оливковое масло, вино, очищенный свинец, железо и сталь. Кроме того, важными источниками иностранной валюты являются туризм и денежные переводы тунисцев. Главные внешнеторговые партнеры: Франция, Италия и Германия. В 1995 г. на долю Европы пришлось 71,5% импорта и 79% экспорта Туниса.



Финансы и банки. Эмиссия денежной единицы страны – динара осуществляется Центральным банком Туниса. В банковско-финансовой системе страны функционируют местные частные коммерческие банки и представительства французских и других европейских банков. Кроме того, имеются банки, финансирующие проекты экономического развития Туниса. Некоторые из таких банков находятся в совместной собственности Туниса и других стран, чаще всего Алжира, Саудовской Аравии и Кувейта.



Государственный бюджет. Ежегодный текущий государственный бюджет Туниса имеет излишек, который образует бюджет развития. Вместе с тем оба бюджета, как правило, страдают дефицитом платежного баланса, значительная часть которого покрывается за счет иностранных займов. Главные источники государственных поступлений – пошлины (около 26% в 1995 г.), налог с физических и юридических лиц (13%), налоги на торговлю и акцизы (20%), поступления в социальный фонд (15%), а также доход от деятельности государственного сектора, прежде всего, предприятий нефтяной промышленности. Затратная часть бюджета состоит из расходов на образование (в 1995 г. около 18%), общественную безопасность и социальное обслуживание (16%), содержание жилого фонда (5%) и сельское хозяйство (8%).



Результаты приватизации



Заслуга Бен Али состоит в том, что благодаря гибкой политике в экономической и политической сферах он сумел консолидировать тунисское общество, привлек к участи в этой политике многочисленные общественные организации и ассоциации. Спустя 20 лет результаты налицо – они выражаются в экономической и политической стабилизации, умеренном, но устойчивом экономическом росте и укреплении престижа страны на международной арене.



Продолжается взятый в начале 70-х годов курс на структурную перестройку экономики, интенсификацию промышленного производства и развитие экспортных отраслей обрабатывающей промышленности при широком привлечении частного национального и иностранного капитала. Основой экономической стратегии развития является либерализация экономики, приватизация нерентабельных предприятий госсектора и развитие частного предпринимательства.



Важным звеном в структурной перестройке народного хозяйства стала провозглашенная еще в 80-е годы приватизация государственной собственности. По официальным данным, в период с 1989 по 1996 гг. из 250 предприятий госсектора, числящихся в списках подлежащих приватизации, 77 проданы частному национальному и иностранному капиталу.



Благодаря достаточно либеральному инвестиционному законодательству в Тунисе создан благоприятный инвестиционный климат. Кодекс промышленных инвестиций 1987 г. установил новые льготы и гарантии для иностранных вкладчиков, включая право свободного перевода за рубеж вложенного в твердой валюте капитала, прибылей и средств от продажи или ликвидации активов, находящихся в стране.



Меры по последовательному введению в экономику рыночных механизмов под строгим контролем государства, приватизация части госсобственности и либерализация цен при одновременном усилении налогового контроля со стороны государства привели к положительным сдвигам в народном хозяйстве. С 1987 г. годовой прирост ВВП составлял в среднем 4-5%, экспорта – 6%, а уровень капиталовложений – около 26%. В период с 1986 по 1996 гг. дефицит бюджета снизился с 5 до 3%, а инфляция уменьшилась с 9 до 5%.



Благодаря динамичному развитию обрабатывающих отраслей промышленного сектора, развитие экономики поднялось на новый, более высокий уровень. Промышленные структуры Туниса состоят из сети более чем 10 тысяч предприятий, на которых занято более полумиллиона человек, их работа обеспечивает треть ВВП, 70% экспорта товаров и дает 50% валютных поступлений от экспорта.



Либерализация экономики, центральным звеном которой является экспортно- ориентированное развитие, позволяет Тунису, по мнению его руководства, более полно использовать национальные ресурсы и способствует вовлечению страны в систему международных экономических связей. Проведенные в стране экономические реформы содействовали расширению торговли, привели к еще большей интегрированности Туниса в мировую экономику.



Экономическое положение Туниса достаточно устойчиво. Руководство страны проводит линию на дальнейшую либерализацию экономики, поэтапную реализацию разработанного при участии МВФ плана ее «оздоровления», включающего, в частности, дальнейшее привлечение иностранных инвестиций, создание свободных экономических зон, введение конвертируемости тунисского динара.



Таким образом, инвестиционное законодательство и высокий уровень свободы деятельности частного капитала способствовали притоку в Тунис внешних инвестиционных ресурсов, возникновению более двух с половиной тысяч совместных (с участием иностранного капитала) компаний, филиалов компаний из промышленно развитых стран, а главное – развитию тунисского бизнеса.



Тунис, с точки зрения инвестиционного риска, входит в первую пятерку среди стран Магриба и Ближнего Востока, т.е. признается одним из самых надежных плательщиков. Тунис занимает 2-е место в Африке по конкурентоспособности, а по качеству рабочей силы он опережает все африканские страны.



Развитие и свобода – два взаимосвязанных процесса



Успех курса на социально-экономические преобразования, заявил в начале XXI века президент Зин аль-Абидин бен Али, отражается, в частности, в том, что «средний класс численно вырос и составляет сейчас две трети общества, а продолжительность жизни увеличилась до 73 лет в 2001 году против 67 в 1987 году». В Тунисе, подчеркнул Бен Али, «удалось сократить число живущих за чертой бедности до менее чем 4,2% от общего числа населения против 40% в 60-е годы прошлого века». Политика реформ позволила добиться ежегодного экономического роста на уровне примерно в 5%.



Наиболее существенные изменения после 7 ноября 1987 г. имели место в социально-экономической сфере. Бен Али высказал тогда мысль о том, что подлинной свободы без развития не существует, а развитие не может идти вперед без свободы. Развитие и свобода – два взаимосвязанных процесса, где каждое дополняет другое.



Фактически по каждому показателю, характеризующему человеческую деятельность – от средней продолжительности жизни до охвата школьным обучением и детской смертности, – Всемирный банк считает Тунис исключительно успешным примером развития. Строго следуя программе реформ, разработанной под руководством МВФ, правительство Туниса в ходе ее осуществления постепенно снижало в период 1992-1995 гг. средний уровень инфляции, доведя ее до 4,9%. Тем временем бюджетный дефицит в 1995 г. сократился до 2,6% ВВП.



Однако, несмотря на значительное улучшение положения дел в экономике, темпы ее роста недостаточны для поглощения новой рабочей силы, что порождает проблему безработицы (14% самодеятельного населения). Как считают в Министерстве экономического развития, стране нужны темпы роста в 6% в год, чтобы обеспечить работой 60-65 тыс. человек, которые в предстоящие годы будут ежегодно пополнять армию рабочей силы. Для поддержания политической и экономической стабильность тунисское правительство позаботилось о развитии партнерских отношений с профсоюзами и обеспечении таких условий, чтобы бедные слои могли реально ощущать улучшение своего уровня жизни.



С первых дней своего правления президент Бен Али провозгласил, что одной из важнейших и первоочередных задач является борьба с бедностью. То, что это были не просто слова, а конкретная программа, претворенная в жизнь в последние годы, свидетельствует тот факт, что 84% тунисцев имеют собственное жилье, а, значит, в тунисском понимании, принадлежат к среднему классу. Действует почти беспроцентная система кредита, позволяющая даже самым низкооплачиваемым категориям населения покупать жилье, автомашины или земельные участки. Помимо того, существуют и различные фонды помощи наиболее бедным, – тем, кто, по каким-либо причинам, не может трудиться или же попал в затруднительное материальное положение.



Президент часто ездит по стране, по самым отдаленным ее уголкам, общается с разными людьми, интересуется их нуждами и пожеланиями. Он решил, что необходимо объявить настоящую войну нищете и, в частности, призвал создать Фонд национальной солидарности. Этот фонд в Тунисе чаще теперь называют «Счет 26-26» – по номеру счета в государственном банке, куда каждый гражданин страны, а также любая организация или предприятие могут перечислить любую сумму денег. Все аккумулируемые на данном счету средства имеют одно назначение – помощь наиболее нуждающимся слоям населения.



Как заметил Садок Шаабан, советник президента, основание Фонда имело целью «создать социальный механизм, благодаря которому бедняк не чувствует себя заброшенным, а богатый знает, что его долг перед нацией состоит в оказании помощи другим».



Цели создания Фонда широко пропагандируются администрацией, ДКО и средствами массовой информации. На счет Фонда поступают немалые средства, и пожертвования постепенно увеличиваются: в 1993 г. они составили 34,3 млн тунисских динаров, а в 1994 г. – 38,3 млн дин., что было эквивалентно соответственно 4,9 и 5,2% суммы прямых налогов. Средства, аккумулируемые на «Счете 26-26», направляются на реализацию программ помощи отсталым районам, развитие в них «базовой инфраструктуры», создание новых источников доходов для населения. Помощь малоимущим слоям населения оказывают также политические партии и различные благотворительные организации.



На сегодняшний день управляющие Фондом оперируют суммами в десятки миллионов долларов. Учитывая строгую адресную направленность всех средств, общественный контроль и отчетность по их использованию, можно говорить о чувствительной поддержке тех, кто имеет низкий уровень дохода. В основном эта помощь – не разовые финансовые пособия, хотя и такое имеет место, а различного рода медицинские, образовательные, продовольственные и другие продукты, призванные облегчить жизнь простых людей, дать им шанс получить нужную профессию или работу по профессии, поправить здоровье.



Власти, наряду с реорганизацией и обновлением госаппарата, сделали упор на развитие социальной сферы, приняв ряд неотложных мер с целью содействия улучшению положения трудящихся. Были, в частности, разработаны и приняты специальные программы по развитию отсталых районов страны (строительству инфраструктуры, школ, жилья, обеспечению качественной питьевой водой), сокращению безработицы. Была увеличена минимальная заработная плата в промышленности и сельском хозяйстве, повышена зарплата некоторым категориям трудящихся, внесены изменения в существующую систему медицинского обслуживания с целью сделать его более доступным для беднейших слоев населения.



В целом тунисцы стали жить лучше. Темпы роста дохода на душу населения увеличились с 1,15% в среднем в год в 1981-1986 гг. до 2,44% после 1987 г. Показатель абсолютной бедности упал с 11,2% в 1985 г. до 6,2% в 1995 г. Сейчас только 1 тунисец из 20 живет ниже официальной границы бедности, а в 1970 г. это соотношение составляло один к трем. Безработица (14-15% экономически активного населения), находится под контролем, и власти прилагают большие усилия к ее снижению.



Тунисцы гордятся своей страной и ее достижениями и в целом одобряют экономическую политику правительства, принесшую спокойствие в стране и более комфортабельную и сытую жизнь. Проведенный в 1993 г. Национальным бюро социологических исследований опрос выявил, что 51,3% респондентов считают, что нынешние условия жизни значительно лучше, чем были у их родителей. При этом подавляющее большинство опрошенных (76,1%) оптимистично оценили будущее страны. На вопрос о том, какие структуры способны наилучшим образом защитить интересы граждан, 56,3% респондентов ответили, что больше всего доверяют государству, остальные полагались на профсоюзы, кооперативы, политические партии, другие общественные организации. Эти данные свидетельствуют о значительной степени доверия граждан существующему режиму.



Женщины Туниса. По мнению иностранных наблюдателей, женщины Туниса имеют больше политических прав и свобод, чем другие женщины арабского мира. С 1958 года Тунис принял политику повышения культурного и жизненного уровня женщины через образование. Так были построены смешанные школы в деревнях, были устроены в лицеях интернаты, чтобы принимать сельских девушек и т.д. Общая политика повышения культурного и жизненного уровня женщины, конечно, также способствовала со своей стороны успеху этой политики.



В период правления Бен Али шансы подготовки, предложенные гражданскими властями молодым тунисским женщинам почти такие же, которыми пользуются мальчики. Это показывают статистические данные в справочнике Министерства образования (1998 г.): на 100 учеников младших классов приходится 48 девушек; в средних классах – 42% обучающихся девушек; среди студенчества – 48% девушек.



Уровень неграмотности среди женского населения Туниса понизился с 97% в 1956 до 38% в 1992. В сельской местности неграмотных среди женщин - 49%, поэтому основное

внимание уделяется школьному образованию в деревнях.. В 1991 г. тунисский парламент принял закон об обязательном первичном школьном образовании (до 16 лет) с санкциями против семей, отказывающих в образовании дочерей. Этот закон – единственный в своем роде в арабских странах. А в 1993 году Министерство социального обеспечения приняло специальную программу, в основе которой - борьба с неграмотностью в провинции.



В отличие от большинства арабских стран, Тунис является урбанизированной страной (60% жителей являются горожанами). Город создает больше рабочих мест, чем деревня, и благоприятствует устройству на работу женщине. Согласно статистическим данным, в 1996 г. из 100 трудящихся 30 являлись женщинами. Тунисская женщина работает почти во всех секторах общественной жизни: – в парламенте женщины составляют 4,16 % избранных; в муниципалитетах – 14%; в государственных учреждениях – 27,6%; в образовании: 45,4% в начальных школах, 38,4% в системе среднего образования (колледжи, лицеи и др.) и 39,6% в университетах и вузах; в медицинском секторе женщтны составляют 33% врачей и 63% фармацевтов



После 7 ноября 1987 г. приобрела новый динамизм внешнеполитическая деятельность Туниса. Руководители придерживаются в своей практической деятельности теории так называемых «концентрических кругов внешнеполитических обстоятельств». В соответствии с ней выделяются магрибинский, арабский, исламский, африканский «пояса ответственности», а также наиболее широкий круг, составленный из стран, приверженных принципам Движения неприсоединения. Принадлежностью Туниса к этим группам государств определяются и приоритеты внешней политики, при этом ставится цель добиться их гармонизации.



Тунис в последние десятилетия сыграл активную роль в процессе ближневосточного урегулирования. Он предпринял ряд важных инициатив в Африке и принял участие во многих миротворческих миссиях, направляя своих военных миротворцев в Намибию, Сомали, Руанду, Бурунди, кроме того, предоставлял свои миротворческие контингенты для отправки в Камбоджу, Боснию и Хорватию.



Тунис придает большое значение сотрудничеству стран Средиземноморья. 17 июля 1995 г. он стал первой страной южного Средиземноморья, подписавшей соглашение о партнерстве с Европейским Союзом.



Тунис входит во многие международные и региональные организации, в частности ООН, Лигу арабских государств, Организацию африканского единства, Организацию Исламская конференция, Союз арабского Магриба и др. Во всех этих организациях его представители выступают за мирный диалог и терпимость в решении сложных международных проблем.



Вот некоторые инициативы президента Туниса Бен Али на международной арене:

– Созвать под эгидой ООН международную конференцию по борьбе с терроризмом и принять антитеррористический кодекс. Предложение одобрено на 111-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 году.

– Учредить Фонд мировой солидарности, цель которого – борьба с бедностью во всем мире, реализация социальных гуманитарных программ в беднейших регионах планеты. Предложение одобрено на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 году.

– Созыв под эгидой ООН мирового саммита по проблеме информационного общества. Саммит прошел в два этапа – в Женеве в 2003 году и в Тунисе в 2005 году.



В современном мире политика двойных стандартов в отношениях между Востоком и Западом недопустима, заявил президент Туниса Зин аль_Абидин бен Али 31 января 2006 года на открытии международного форума «Цивилизации и культуры: от диалога к интеграции». Бен Али призвал все страны осознать созидательный и гуманитарный смысл культур, цивилизаций и религий всех народов мира в совокупности. «В мире нет развитых и отсталых наций, высших и низших цивилизаций, продуктивных и непродуктивных культур. Каждый народ занимает в современном мире свою нишу, создавая общую гармонию и внося свой неоценимый вклад в развитие всего человечества», – сказал глава тунисского государства. По его мнению, плодотворное сотрудничество и сосуществование различных цивилизаций сегодня невозможно без конструктивного диалога, базирующегося на общечеловеческих ценностях. Тунисский президент подчеркнул важность развития более глубокого и доверительного диалога стран Запада с мусульманским и арабским миром. «Такой диалог необходим, потому что в результате недосказанности и недопонимания в мире сложилась ложная картина арабо-мусульманской культуры и цивилизации, препятствующая развитию сотрудничества между Востоком и Западом», – сказал Бен Али.



Президент Туниса отметил, что диалог должны внести вклад все заинтересованные стороны. «Всеобщий справедливый миропорядок, к которому стремится весь цивилизованный мир, невозможно построить без взаимного доверия и понимания, без осознания человечеством общих ценностей и целей», – подчеркнул он.



Диалог становится все более конкретным



Успешно развиваются российско-тунисские связи. Дружеские политические отношения, основанные на принципах взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга, по традиции оставляют прочный фундамент российско-тунисского сотрудничества. Между Россией и Тунисом действуют соглашения, заключенные ранее между СССР и Тунисом: торговое соглашение (1977 г.), соглашение об экономическом и научно_техническом сотрудничестве (1983 г.), соглашение о воздушном сообщении (1964 г.), консульская конвенция (1977 г.). На основе соглашения о культурном сотрудничество (1963 г.) каждые два года подписываются программы культурного и научного сотрудничества, а также программы в области обменов спортивными командами и делегациями.



В Тунисе действовуют построенные еще при советском содействии плотины на реках Эль_Касаб, Джумин и Резала, завершено сооружение канала Джумин-Меджерда, проведены изыскательские работы по плотине и водному каналу на реке Седженан.



В послании Президента России Владимира Путина Президенту Туниса Зину аль-Абидину бен Али выражается удовлетворение уверенным развитием российско- тунисских отношений в различных областях, устойчивым ростом торгового оборота, активизацией контактов по таким направлениям, как здравоохранение, туризм, культура и образование. В послании, в частности, говорится: «Ценим достигнутый уровень политического диалога с вашей страной, играющей активную роль на региональной и международной аренах... Уверен, что Россия и Тунис будут и далее вносить весомый вклад в коллективные усилия международного сообщества по формированию справедливого, равноправного и демократического мироустройства, основанного на строгом соблюдении норм и принципов международного права и Устава ООН, по противодействию новым вызовам и угрозам, прежде всего, международному терроризму. Исходим из того, что близость или совпадение позиций России и Туниса по широкому кругу международных и региональных вопросов являются хорошей основой для укрепления безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке».



В ноябре 2005 года это послание передал Президенту Бен Али находившийся в Тунисе с визитом министр иностранных дел России Сергей Лавров. Отвечая на вопросы журналистов по итогам встречи с Президентом Туниса С.Лавров отметил:

«Переговоры, которые состоялись в Тунисе, и особенно беседа с Президентом Туниса господином Зин аль-Абедином Бен Али, подтвердили, что наши две страны имеют очень хорошие перспективы для дальнейшего углубления сотрудничества во всех областях. Президент Бен Али полностью поддержал настрой российского руководства на то, чтобы торгово-экономические отношения также выходили на тот уровень, которого мы достигли в нашем политическом диалоге и сотрудничестве.

Мы уже имеем очень неплохие результаты в сфере двусторонних связей. Это и рост числа российских туристов, которые посещают Тунис… и развитие сотрудничества в сфере здравоохранения – в Тунисе работают российские врачи, и в сфере образования – здесь также трудятся российские преподаватели. Весьма интенсивно развиваются культурные связи – за год состоялось тринадцать гастролей российских коллективов, в Москве уже стали традицией Дни Туниса.

Мы договорились сделать все, чтобы сессия Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству помогла задействовать новые формы взаимодействия между нашими деловыми кругами, в том числе по линии торгово-промышленных палат России и Туниса и по линии привлечения к совместным проектам деловых кругов из российских регионов.

Россия и Тунис занимают общие позиции по принципиальным вопросам международных отношений, включая необходимость решительной борьбы с любыми проявлениями терроризма при одновременном наращивании усилий, которые были бы направлены на ликвидацию нищеты, неграмотности, отсталости в качестве питательной среды для экстремистов всех мастей.

Мы также едины в том, что необходимо все проблемы современности, включая проблемы этого непростого региона, решать на основе коллективных подходов, на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций.

Мы договорились о дальнейшем графике политических контактов. Я уверен, что состоявшиеся здесь переговоры позволят продвинуть прекрасные российско_тунисские отношения еще дальше. Залогом этого являются хорошие личные отношения между двумя президентами, которые провели очередную встречу в ходе участия в саммите Тысячелетия в Нью_Йорке.

Мы в общем плане подтвердили совпадение наших позиций по различным аспектам ближневосточного урегулирования. У нас уже налажен диалог по антитеррористической проблематике. Он идет и между министерствами иностранных дел, и между правоохранительными органами и специальными службами. Этот диалог будет развиваться. В этом заинтересованы и Россия, и Тунис. Главное – содержание этого диалога становится все более конкретным».



...В октябре 2004 года в Тунисе прошли президентские выборы, на которых победил Зин аль_Абидин бен Али. Он набрал 94,49% голосов... Всего в выборах приняли участие четыре кандидата. Впервые был создан национальный наблюдательный центр, который вел проверку всех этапов голосования. За ходом выборов также следили 43 независимых иностранных наблюдателя, в число которых входил и автор этих строк.

Добавлено: 10 мар 2008, 16:48
tuneln
Алмаз, спасибо, за огромное количество информации. :roza:
Я пока половину осилила, потом еще почитаю, а то как-то после праздников думать еще не хочется ни о чем серьезном! :wink: :lol:

Добавлено: 10 мар 2008, 17:12
aleksandre
Лена, а я все осилил! :lol:

Almaz, спасибо!

Особо меня радует (ты же знаешь!) информация об образовании! За одно это Бен Али нужно уже памятники ставить! Я не сторонник что-либо заставлять делать "из-под палки", но действующий Закон, предусматривающий санкции в отношении семей, отказывающих в образовании дочерей, яркий пример принуждения во благо.

Еще мне лично понравилось то, что Тунис в развитии информационных и коммуникационных технологий обогнал Грецию. :D

Добавлено: 10 мар 2008, 17:21
tuneln
aleksandre писал(а):Лена, а я все осилил! :lol:

Саша, ты молодец! :D :wink:
А у меня видно авитаминоз, не могу собрать себя в кучу, вечером обязательно дочитаю. :roll:
Информация очень позитивная и оптимистическая! :roul:

Добавлено: 10 мар 2008, 17:29
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR
tuneln писал(а):
aleksandre писал(а):Лена, а я все осилил! :lol:

Саша, ты молодец! :D :wink:
А у меня видно авитаминоз, не могу собрать себя в кучу, вечером обязательно дочитаю. :roll:
Информация очень позитивная и оптимистическая! :roul:
molodets almaz :D vsegda raduesh nas :P
ok vso pravda..nimnoshka pereuveletshenie(ya kak storonnik opozitssi,sotsialistitsheskaya) v raskazax est..mnogie zakoni v polzu jenshin bili priniati s 1956 goda..
no v tunis i bez ressursi(neft i gaz) mi esho derjimsa i eta xorosho
BEN ALI ni povtorimmi v tunis(nismotria na minussov),poetomu esho otshen tiomni vopros: a posle Ben Ali..v printsipe vse tunissi dobrovolno za ben ali..nu vsex mutshet etat vopros..nadeus posle nievo budit kto nibud na vlasti xot ni lutshe nievo ,nu shtobi ni vernul tunis nazad

Добавлено: 10 мар 2008, 17:35
aleksandre
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR писал(а): BEN ALI ni povtorimmi v tunis(nismotria na minussov),poetomu esho otshen tiomni vopros: a posle Ben Ali..v printsipe vse tunissi dobrovolno za ben ali..nu vsex mutshet etat vopros..nadeus posle nievo budit kto nibud na vlasti xot ni lutshe nievo ,nu shtobi ni vernul tunis nazad
Nejmeddine, Бен Али - яркий пример позитивной роли личности в истории (есть такие личности, которые ЗНАЮТ, как ПРАВИЛЬНО решать вопросы; это им дано от Бога).

Уверен, что сами тунисцы, вкусившие то, что для них сделал Бен Али, уже не допустят возврата назад. В этой ситуации, думаю, он передаст дела человеку, которого выберет еще при жизни (дай Бог ему здоровья на долгие года!)

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 17:36
Jaziri
Almaz писал(а):

...В октябре 2004 года в Тунисе прошли президентские выборы, на которых победил Зин аль_Абидин бен Али. Он набрал 94,49% голосов... Всего в выборах приняли участие четыре кандидата. Впервые был создан национальный наблюдательный центр, который вел проверку всех этапов голосования. За ходом выборов также следили 43 независимых иностранных наблюдателя, в число которых входил и автор этих строк.
:lol: Интересно, где он ещё трёх кандидатов наскрёб? :lol: :lol:

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 17:38
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR
Jaziri писал(а):
Almaz писал(а):

...В октябре 2004 года в Тунисе прошли президентские выборы, на которых победил Зин аль_Абидин бен Али. Он набрал 94,49% голосов... Всего в выборах приняли участие четыре кандидата. Впервые был создан национальный наблюдательный центр, который вел проверку всех этапов голосования. За ходом выборов также следили 43 независимых иностранных наблюдателя, в число которых входил и автор этих строк.
:lol: Интересно, где он ещё трёх кандидатов наскрёб? :lol: :lol:
oni bili nulll!!! ya sam po teleku smotrel..odin postupil na predvibornoi agitatssii(piannim) 8O a dva drugie...vobshe gavariat tshush odna..
oni potshti bez plana..a mi v tunis za debili ni golossuem

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 17:42
viksna
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR писал(а):
Jaziri писал(а):
Almaz писал(а):

...В октябре 2004 года в Тунисе прошли президентские выборы, на которых победил Зин аль_Абидин бен Али. Он набрал 94,49% голосов... Всего в выборах приняли участие четыре кандидата. Впервые был создан национальный наблюдательный центр, который вел проверку всех этапов голосования. За ходом выборов также следили 43 независимых иностранных наблюдателя, в число которых входил и автор этих строк.
:lol: Интересно, где он ещё трёх кандидатов наскрёб? :lol: :lol:
oni bili nulll!!! ya sam po teleku smotrel..odin postupil na predvibornoi agitatssii(piannim) 8O a dva drugie...vobshe gavariat tshush odna..
oni potshti bez plana..a mi v tunis za debili ni golossuem
В Тунисе последние 20 лет 95,50 % голосуют за исключительно умных людей :lol: :lol: :lol: :lol: Неужели в Тунисе один умный претендент на всю страну???? :lol: :lol: :lol: :lol:

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 17:46
Jaziri
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR писал(а):
Jaziri писал(а):
Almaz писал(а):

...В октябре 2004 года в Тунисе прошли президентские выборы, на которых победил Зин аль_Абидин бен Али. Он набрал 94,49% голосов... Всего в выборах приняли участие четыре кандидата. Впервые был создан национальный наблюдательный центр, который вел проверку всех этапов голосования. За ходом выборов также следили 43 независимых иностранных наблюдателя, в число которых входил и автор этих строк.
:lol: Интересно, где он ещё трёх кандидатов наскрёб? :lol: :lol:
oni bili nulll!!! ya sam po teleku smotrel..odin postupil na predvibornoi agitatssii(piannim) 8O a dva drugie...vobshe gavariat tshush odna..
oni potshti bez plana..a mi v tunis za debili ni golossuem
Если бы уних был бы план, то они бы не были не только кандидатами, но скорее всего и свободными гражданами. :lol:

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 17:50
viksna
Jaziri писал(а):
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR писал(а):
Jaziri писал(а): :lol: Интересно, где он ещё трёх кандидатов наскрёб? :lol: :lol:
oni bili nulll!!! ya sam po teleku smotrel..odin postupil na predvibornoi agitatssii(piannim) 8O a dva drugie...vobshe gavariat tshush odna..
oni potshti bez plana..a mi v tunis za debili ni golossuem
Если бы уних был бы план, то они бы не были не только кандидатами, но скорее всего и свободными гражданами. :lol:
Может у них тоже был план, только они им с народом не делились :lol: :lol: Вот он - великий могучий русский язык :lol: :lol:

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 17:56
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR
viksna писал(а): В Тунисе последние 20 лет 95,50 % голосуют за исключительно умных людей :lol: :lol: :lol: :lol: Неужели в Тунисе один умный претендент на всю страну???? :lol: :lol: :lol: :lol:
da v politike niet slishkom umnix..a vse ostalnie partii: DEBILLI i iz nix ISLAMISTI toje
v tunis dve partii s 1956 kotorie dostoinie golosovanii eta DKO(praviashi) i SOTS PARTIA..a vse ostalnie pridatki..kto ta za tunis islamskaya respublika..kto ta za OBIEDENENIE S ARABSKIX STRAN(KRETIN)...vobshe v ixnie plani nitshevo novava..zashto tagda mi doljni ix vibirat..za krassata ixnie glazz

Re: Экономическое развитие Туниса

Добавлено: 10 мар 2008, 18:01
TUNISIEN_KIEV_MONASTIR
viksna писал(а):
Может у них тоже был план, только они им с народом не делились :lol: :lol: Вот он - великий могучий русский язык :lol: :lol:
niet viksna izvini: nikotorie postupili v gosudarstvennom kanale TUNIS7..i gavarili vso shto xoteli...nikotorie daje gavarili..shto ben ali diktator i nam xvatit...VOT SVOBODA SLOVA..
2 JAZIRI: MI V TUNIS RAJDAEMSA SVOBODNIMI i JIVIOM SVOBODNIMI..menia nikagda nikto ni zastavil golosovat i nikto ni zastavil golosovat za BEN ALI

Добавлено: 10 мар 2008, 18:17
Almaz
Я тоже видела других кандидатов, причем на *Джезире*.
Но я считаю, что от добра-добра не ищут :D

Лен, читай потихоньку :wink: :lol: :lol: :lol:

Добавлено: 12 май 2008, 21:30
aleksandre
Долго думал, в какую тему написать, и решил именно в эту, поскольку вопрос напрямую касается экономики Туниса.

Полным ходом идет строительство нового аэропорта, который будет расположен между Hergla и Enfida. Работы достаточно хорошо видно с авторута с направлением на столицу: постоянно грузовики возят песок, на обочине расположена схема возводимого терминала. Так что скоро, даст Бог, возможно, будем прилетать туда. Все водители-тунисцы с гордостью показывают туристам это место и сообщают о ходе строительства.