Знаменитые финикийцы

Обсуждение любых тем, связанных с Тунисом
Аватара пользователя
Peremot
Почетный тунисец
Почетный тунисец
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 02:00
Откуда: Хаммамет, Тунис

Непрочитанное сообщение Peremot »

Немного Финикии в цифрах :wink:

4000 – 3100 гг. до н.э. – медный век.
3100 – 1200 гг. до н.э. – бронзовый век.
После 2723 г. до н.э. – по приказу фараона Снофру египетские корабли прибывают в Библ. Начало торговых отношений между Египтом и Ливаном.
ХХIV в. до н.э. – Саргон Аккадский совершает поход в Сирию и достигает побережья Средиземного моря.
2300 – 2100 гг. до н.э. – ханаанеи завоевывают Палестину и Ливан.
Конец ХХII – ХХI вв. до н.э. – правление III династии Ура. Возможно, Библ находится под контролем царей Ура.
Около 2000 – 1787 гг. до н.э. – правление ХII династии в Египте. Укрепление торговых и культурных связей между Египтом и Финикией.
1503 – 1491 гг. до н.э. – правление фараона Тутмоса III (ХVIII в. до н.э.). Тутмос III завоевывает Ливан и Сирию до Евфрата.
1377 – 1354 гг. до н.э. – правление фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Нападение хапиру на Библ.
После 1200 г. до н.э. – нашествие «народов моря».
Около 1080 (1066) г. до н.э. – египтянин Ун Амон едет в Библ, чтобы заготовить лес для ладьи Амона Ра.
1114 – 1076 гг. до н.э. – правление ассирийского царя Тиглатпаласара I. В годы своего правления он совершает поход к Средиземному морю и собирает дань с городов Финикии.
Около 1100 г. до н.э. – появление финикийцев на Кипре. Укрепление финикийских городов.
После 1100 г. до н.э. – саркофаг библского царя Ахирама с раннеалфавитной надписью.
969 – 936 гг. до н.э. – правление Хирама I Тирского. Строительство островной части Тира. Поставка древесины в Иерусалим для возведения храма. Плавания в страну Офир.
950 – 850 гг. до н.э. – расцвет Тира.
887 – 856 гг. до н.э. – правление Итобаала I Тирского.
883 – 859 гг. до н.э. – правление ассирийского царя Ашшурнасирпала II. Новый поход ассирийской армии к Средиземному морю. Он и его преемники включают государства, лежавшие на территории Сирии и Ливана в состав Ассирийского царства.
871 – 852 гг. до н.э. – правление «нечестивого Ахава» в Израиле; сотни «пророков Вааловых» «прельщают» израильтян.
814 (825 или 823) г. до н.э. – основание Карфагена.
После 742 г. до н.э. – Ассирия начинает угрожать независимости финикийских городов.
701 г. до н.э. – ассирийский царь Синаххериб (705 – 681 гг. до н.э.) безуспешно осаждает Тир.
681 – 669 гг. до н.э. – правление ассирийского царя Асархаддона; разоруние Сидона. Финикийские города платят дань Ассирии.
605 – 562 гг. до н.э. – правление нововавилонского царя Навуходоносора II. Он отвоевывает у египетского фараона Нехо (610 – 595 гг. до н.э.) Финикию, включенную последним в состав Египта после распада Ассирийского царства. Теперь финикийские города становятся частью Нововавилонского царства.
586 – 573 гг. до н.э. – Навуходоносор II безуспешно осаждает Тир.
564 – 558 гг. до н.э. – правление «судей» (суффетов) в Тире.
539 г. до н.э. – Кир II (558 – 530 гг. до н.э.), царь Персии, завоевывает Вавилон. При его преемнике, Камбизе II (530 – 522 гг. до н.э.), Финикия входит в состав Персидского царства.
343 г. до н.э. – персидский царь Артаксеркс III (358 – 338 гг. до н.э.) сжигает Сидон.
332 г. до н.э. – Александр Македонский после долгой осады берет штурмом город Тир и жестоко расправляется с его жителями. Начало эллинизации Финикии.
64 г. до н.э. – римский полководец Помпей присоединил Сирию и Финикию к Риму.
614 г. н.э. – в Финикию вторгается персидская армия.
Аватара пользователя
Peremot
Почетный тунисец
Почетный тунисец
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 02:00
Откуда: Хаммамет, Тунис

Непрочитанное сообщение Peremot »

В начале II тысячелетия до нашей эры Библ становится центром изготовления металлопластики. Во время раскопок в Библе было найдено более 1700 бронзовых, серебряных и золотых фигурок, изготовленных путем литья или штамповки. Большинство найденных статуэток хранились в виде кладов в каких либо сосудах и были обнаружены на территории святилищ.
Археологи нашли в Библе около сорока различных кладов. Они относятся к периоду Среднего царства в Египте. Возможно, они были спрятаны перед угрозой вторжения врагов. Если эта догадка верна, то судьба хозяев этих кладов была трагичной, раз они не сумели впоследствии их забрать. Известно, например, что после 1700 года до нашей эры в Библе появляется новый царь, чье необычное имя выдает его ликийское происхождение (Ликия – горная местность на юго востоке Малой Азии).
Качество и художественные достоинства статуэток заметно разнятся. Чаще всего рельефно переданы лишь некоторые части тела или детали одежды. Зато черты лица и прически людей выполнены очень тщательно; в их глазницы помещены цветные вставки. Многие из них практически не обрабатывались после отливки. Очевидно, в то время больше ценился материал, из которого они были изготовлены, нежели качество отделки. Многие бронзовые фигурки покрыты золотой фольгой, что повышало их ценность, но скрывало детали отделки.
По видимому, все эти металлические фигурки изображают богов. Часто боги, – вероятно, Баал или Решеф, – были представлены в виде воинов, обнаженных или одетых в короткий фартук. Лучшими образцами пластики были воины, сжимавшие в поднятой руке оружие. Женщины – Астарта или Анат – изображались обычно обнаженными.
Многие статуэтки были дарами, принесенными в храм в надежде получить у божества защиту или вымолить у него потомство. Их ставили также на алтарях, обустроенных в жилых кварталах города, как свидетельствуют находки, сделанные в Библе. Вероятно, более изящные статуэтки принесены в дар чиновниками или общинами, а примитивно отделанные фигурки – простолюдинами.
В Библе встречались и клады другого рода, содержавшие оружие, керамику, изделия из терракоты, ожерелья и браслеты, иглы, металлические сосуды. По ним можно судить о том, какое оружие и бытовую утварь изготавливали местные ремесленники в первой половине II тысячелетия до нашей эры. Так, золотые топоры с узорной рукояткой или золотые мечи, вложенные в искусно гравированные ножны, свидетельствуют о том, что библские мастера великолепно владели техникой грануляции, гравировки и пайки.
Исследователи отмечают удивительное мастерство библских ювелиров. Их изделия высоко ценились египтянами и критянами. Финикийские мастера искусно украшали поверхности изделий золотой зернью – в этом их превзошли только этруски и греки. Возможно, сами финикийцы и изобрели эту технику, сочетая ее с чеканкой. От многих их ювелирных изделий исходит впечатление воздушности.
Любопытны бусы финикийцев. Они нанизывали на одну нить самые разные украшения – шарики, цилиндры, диски, – изготавливая их из различных материалов – золота, агата, янтаря, стекла.
Финикийские кувшины имели, как правило, грушевидную форму и длинное горло в виде усеченного конуса. Место, к которому крепилась ручка, скрывала характерная пальметта. Нередко кувшины украшались орнаментом, например, узором из цветов и бутонов лотоса. Применяли финикийские гончары и различные геометрические орнаменты, например, часто расписывали сосуды по всей поверхности параллельными линиями и полосами. Широкие были расцвечены более светлыми тонами, например красноватыми, а узкие – более темными, например коричневыми. В росписи применялись почти все цвета, кроме голубого и зеленого. Подобный орнамент можно было встретить в любой стране, где жили финикийцы, в том числе в Западном Средиземноморье – в Испании и Карфагене. Использовались и более сложные орнаменты.
В первой половине II тысячелетия до нашей эры в Библе развернулось оживленное строительство. В городе возводится много новых зданий. Нередко их попросту пристраивают к старым, и потому улицы города вновь превращаются в настоящие лабиринты, в которых легко заплутает чужеземец. Дома горожан – просторные, но однокомнатные. Дома богачей сложены из тщательно обтесанных камней.
В это же время древнейшие храмы Библа были отремонтированы или расширены. Так, «Храм обелисков» украсило немало великолепных изделий из металла. Среди находок, сделанных здесь археологами, – кинжал, на ножнах и рукоятке которого изображены охотничьи сцены; золотой топор; золотая ваза, украшенная драгоценными камнями; множество бронзовых статуэток высотой от 10 до 40 сантиметров, некоторые из которых покрыты золотом; такие же статуэтки из серебра и свинца.
Это святилище напоминало по своей форме усеченную пирамиду. Археологи обнаружили небольшие пирамиды и маленькие макеты обелисков в домах жителей Библа. Возможно, это были изображения упомянутого выше святилища и его обелисков. Быть может, горожане поклонялись этим предметам у себя дома, как в Средние века в Европе – иконам.
При дворе правителя города был сооружен целый ряд обелисков из известняка, покрытых гипсом. Их высота составляла от полуметра до трех метров.
Аватара пользователя
Peremot
Почетный тунисец
Почетный тунисец
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 02:00
Откуда: Хаммамет, Тунис

Непрочитанное сообщение Peremot »

В эпоху царя Соломона финикийцы фактически владели портом Акаба на побережье Красного моря. Этот порт был для них воротами на Восток: отсюда они могли совершать плавания в страны, лежавшие на берегу Индийского океана. Но раскопки в районе порта Акаба поначалу озадачили.
В 1939 году американский археолог Нельсон Глюк решил найти подтверждение одному из библейских стихов: «Царь Соломон также сделал корабль в Ецион Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской» (3 Цар. 9, 26). Именно на этом корабле было совершено плавание в страну Офир. Археолог отправился из Иерусалима в пустыню Негев, ведь Идумейской землей называлась местность к югу от Мертвого моря, покоренн ая царем Давидом. «И поставил он охранные войска в Идумее… и все Идумеяне были рабами Давиду» (2 Цар. 8, 14). Елаф, лежащий на берегу Красного (Чермного) моря, сразу же заставляет вспомнить израильский портовый город Эйлат. Очевидно, где то поблизости находился и Ецион Гавер (Эцион Гебер), верфь царя Соломона. По соседству с Эйлатом лежит уже упомянутый портовый город – Акаба.
На расположенном поблизости холме Телль Хелейфе американский археолог и начал свои раскопки. Он надеялся найти здесь остатки древней верфи, судовое оборудование или обломки кораблей. Однако, к своему удивлению, обнаружил медные орудия, литейные формы, шлаки руды и, наконец, нашел поразительно большую плавильную печь. Очевидно, здесь выплавляли медь – металл, о котором мало что говорится в Библии. Так Нельсон Глюк открыл вовсе не то, что задумал искать.
Как объяснить находки? В Библии нигде не было сказано, что в городе Ецион Гавер выплавляли медь. Раскопки продолжились, и вскоре из под земли показались массивные ворота. Они были частью городских крепостных сооружений. Судя по всему, Глюк и его коллеги раскопали «в земле Идумейской» древний город, «лежавший при Елафе (Эйлате)». Как показали раскопки, он был окружен мощной оборонительной стеной толщиной до 2,5 – 3, а в некоторых местах и до 4 метров. Ее высота, по мнению Глюка, достигала почти 8 метров. На южной стороне стены находились главные городские ворота. Они были обращены к морю. Возможно, предполагает Н.Я. Мерперт, столь мощное укрепление, датируемое Х веком до нашей эры, было возведено, чтобы охранять товары, доставляемые торговыми судами из стран, богатых золотом, серебром, слоновой костью. «Здесь же могли строиться корабли Соломона, что засвидетельствовано Ветхим Заветом».
Этот город, Эцион Гебер, существовавший в Х – V веках до нашей эры, был не только крупным портом, но и важным промышленным центром. В его окрестности находились богатейшие залежи меди. Ее добыча началась, видимо, уже в конце II тысячелетия до нашей эры. В Эцион Гебере выплавляли медь и изготавливали из нее различную продукцию. В запальчивости Глюк объявил, что мы имеем дело с «Питсбургом Древней Палестины» (в середине ХХ века Питсбург был одним из центров американской металлургии).
Правители Израильско Иудейского царства длительное время стремились захватить и удержать район Акабы и Эйлата, ведь здесь также находилась естественная гавань, открывавшая доступ к Красному морю.
Особые меры были приняты для обороны подступов к региону.
Конечно, результаты раскопок выглядели сенсационно. Финикийцы не только пускались в плавания вместе с израильтянами, направляясь в Аравию, Восточную Африку или Индию, но и строили вместе с ними «совместные предприятия», – например, один из крупнейших медеплавильных заводов Древнего Востока. Здесь уж точно без них не обошлось, ведь сами израильтяне без помощи финикийцев не могли в то время справиться с решением такой технически сложной задачи.
Медные рудники манили финикийцев. Жители Тира и Сидона в поисках меди открыли для себя Кипр и далекую Испанию. Разве могли их купцы не отправиться в Эцион Гебер?
В Библии, правда, мало что говорится об Эйлате и Акабе. Дело в том, что эти города лежали далеко от Иерусалима и особенно от Вавилона, где были заново переработаны древнееврейские исторические книги. Чем то нереальным, сказочным казались «пленникам Вавилона» и Ецион Гавер, и город Елаф. Кто слышал о них – об этих миражах, блеснувших на краю пустыни Негев, у самого Чермного моря?
Сама же история, пересказываемая этими безвестными писцами, все больше расцвечивалась сказочными подробностями. И отрок пастух выходил на бой с великаном, «вооруженным тяжелейшим оружием» (И.Ш. Шифман). И царь Соломон любил чужестранных женщин, и семьсот жен склоняли сердце его к иным богам. И бежал по волнам корабль Фарсисский, все дальше улетая от призрачного Ецион Гавера, который меньше всего походил на сказочный город, ибо и рудники, и плавильные печи, где лилась медь, – это самая настоящая грубая реальность.
При раскопках Нельсон Глюк обнаружил гигантские тигли, вмещавшие почти пять кубических метров руды, а также участки, где добывали медную и железную руду. По его словам, древний промышленный город был обустроен на редкость правильно, «с поразительным архитектоническим и техническим искусством». Все здесь выдавало гений финикийских инженеров и зодчих. Строго держась плана и вымеряя каждый участок земли, они возводили город, который вскоре заселили толпы рабочих, нанятые Соломоном.
Палило солнце; ярко светились камни; обжигал воздух. Прилетая из пустыни, ветер приносил песок и хлестал потные тела людей. Еще тяжелее было тем, кто стоял у печи. Оттуда навстречу солнечному огню вырывались языки пламени, и рабы, отливавшие медь, были словно размягченный кусок металла, брошенный между молотом и наковальней.
Что было с добытой здесь медью? Часть ее отвозили в Иерусалим, но в основном обрабатывали на месте – в Эцион Гебере. Возможно, из нее ковали различные орудия и сосуды и отправляли их в страну Офир, где меняли этот товар на золото и серебро, слоновую кость и ценные сорта древесины, шкуры пантер и благовония. Перевозить медь было легко, и она приносила сказочную прибыль.
Летел, бежал финикийский корабль в страну Офир, и цари соседних стран готовы были платить огромные деньги за редкостные товары, вывозимые оттуда. Как сообщает один из документов того времени, месопотамские халдеи тратили в год на благовония до 10 тысяч талантов серебра – невероятная сумма, немало обогащавшая финикийских купцов. «Фарсисский корабль» (3 Цар. 10, 22) – так в Библии назван корабль, плававший в страну Офир, – привозил так много серебра, что сделалось оно в Иерусалиме «равноценным с простыми камнями» (3 Цар. 10, 27).
Впрочем, немало было и проблем. Одна лишь перевозка дерева для строительства кораблей требовала огромных усилий. До римского владычества в этом краю вообще не было ни одной сносной дороги. Стволы деревьев и доски перевозили на верблюдах.
Верблюдов, наряду с ослами и вместо них, стали использовать для перевозки тяжестей лишь в конце II тысячелетия до нашей эры. Это помогло сократить время, проводимое караванами в пути, и проложить новые маршруты, например в пустынной местности, где оазисы разделяло большое расстояние. Благодаря верблюдам финикийские города заметно расширили сухопутную торговлю с Южной Месопотамией и Южной Аравией. Ведь после высыхания аравийских степей вплоть до времени одомашнивания верблюда не было постоянно действующего пути из Финикии в Южную Аравию.
Верблюд отличался выдающимися качествами: он мог за один раз выпить более 130 литров воды, а потом обходиться без нее в течение пяти дней летом, а зимой, когда трава сочная, и вовсе до 25 дней. Вьючные верблюды могли перевозить до 400 килограммов груза, преодолевая ежедневно до полусотни километров. Так, хороший вьючный верблюд выдерживал два кедровых бревна длиной 3 метра и диаметром 15 сантиметров. Еще и сегодня в Ливане можно увидеть одногорбого верблюда, перевозящего лесоматериалы.
Но вопросы остаются. Каким образом финикийцы перевозили в эту гавань и вовсе громадные стволы кедра, из которых изготавливали киль кораблей, ведь их длина превышала 20 метров? Быть может, они нагружали такой ствол сразу на несколько верблюдов, связав их друг с другом? Или клали его на повозку, запряженную волами? Библейские историки были плохими инженерами; они не удосужились сообщить о том, как решались эти технические проблемы. Нам остается лишь верить в то, что финикийцы, умевшие строить города посреди моря и добывать пресную воду с морского дна, придумали и здесь что то особенное.
…Лишь в пору правления царя Соломона финикийцы могли рас – поряжаться гаванью Эцион Гебер, но еще при его жизни она была утрачена из за восстания эдомитян («идумеян»). Лишенные доступа в Красное море, финикийцы прекратили плавания в страну Офир.
Аватара пользователя
Peremot
Почетный тунисец
Почетный тунисец
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 02:00
Откуда: Хаммамет, Тунис

Непрочитанное сообщение Peremot »

С середины Х по середину IХ века до нашей эры цари Тира владели почти всей Финикией – от горы Кармел на юге до района современного Триполи. Подвластен Тиру стал и Сидон. Это время называют «золотым веком в истории Финикии».
Никогда прежде и никогда после Тир и другие финикийские города не были так богаты и независимы, как в это столетие, когда Египет, Ассирия, Греция еще не оправились от прежнего упадка. Склады Тира, Библа и Сидона ломились от множества товаров, привезенных со всего света, а сокровищницы их – от золота, серебра и драгоценных камней. Каждый день в гавани этих городов прибывали все новые корабли, привозившие «все, чем для прихоти обильной» торговали города и страны, известные финикийцам. Даже ночью не стихала жизнь в финикийских городах. По их улицам бродили пьяные матросы, искавшие приключений. За стенами особняков не смолкали пиры. Перед блеском этих городов померкли многие царские столицы. Тир стал важнейшим торговым центром Средиземноморья, столицей державы, в состав которой входили и отдельные города Финикии, и обширные участки побережья Средиземного моря.
Однако «даже на Солнце бывают пятна» – именно в этот период в Тире наблюдается кризис власти. При царе Хираме Тир стал центром обширной колониальной державы, о становлении которой мы еще поговорим. Однако после его смерти в городе началась борьба за власть между отдельными группировками знати. Она сопровождалась государственными переворотами, кровавой борьбой за престол. Из пяти царей, правивших Тиром в течение 47 лет, за период между смертью Хирама и восшествием на престол Ито баала, трое были убиты их преемниками.
Внук Хирама, царь Абдастарт, был убит около 910 года до нашей эры сыновьями своей кормилицы, то есть своими молочными братьями, старший из которых процарствовал двенадцать лет. Лишь после его кончины власть снова оказалась в руках законной династии. Царем стал Астарт. Однако его сын и преемник, Астарим, был убит своим братом Фелетом, а тот восемь месяцев спустя пал от руки жреца Этбаала (Итобаала), захватившего царскую власть.
Имя этого жреца сохранила даже Библия, ведь он – «Ефваал, царь Сидонский» (3 Цар. 16, 31) – был отцом Иезавели, той самой израильской царицы, к которой пылали ненавистью библейские хронисты. Династия, основанная Итобаалом, правила в Тире почти столетие. В руках монарха на какое то время соединилась и светская, и религиозная власть; он был царем жрецом. При Итоба але в Тире наступил длительный период процветания. Своих же возможных противников хитрый жрец удалял из города, направляя осваивать новые заморские земли. Так начался второй этап финикийской колонизации.
К сожалению, мы мало знаем о финикийском обществе того времени, об его социальной структуре и принципах управления обществом. Мы почти не располагаем письменными источниками, относящимися к истории Финикии. Все они погибли. Когда же Финикия станет частью Ассирийской державы, то в клинописных хрониках сохранятся лишь рассказы о поверженных мятежниках и ни слова об обыденной жизни финикийцев. Можно лишь предполагать, что на глиняных табличках записывались события «всемирно исторического значения», а все повседневное заносилось на недолговечные материалы. И все же те немногие факты, что известны нам, говорят сами за себя.
Так, очевидно, что в Тире не было аристократии в классическом смысле этого слова, то есть земельной аристократии. Материковые владения Тира были слишком малы, чтобы царь мог наде – лить землей своих приближенных. Верхушку тирского, как и всего финикийского, общества составляли богатые купцы – «морская аристократия» Тира. Мы можем догадываться, что в Финикии, как нигде в древнем мире, пользовалось авторитетом купечество. Очевидно, при принятии важных государственных решений финикийские цари руководствовались интересами купцов.
Сами купцы сохраняли покорность царям, скорее, не потому, что зависели от них, по причине пожалованных им земель и привилегий, а потому, что царская власть была установлена богами. Шутить же с богами не смел еще никто, в том числе владельцы пурпурных заводов и гребных «пароходов».
Таким образом, власть царя была в определенной мере ограниченной. В Тире, как и в других финикийских городах, сложился, скорее, олигархический режим правления. Огромным влиянием пользовался совет старейшин, контролировавший также торговую деятельность горожан. Здесь решали все деньги, прибыль. Финикийцы даже воевали неохотно, потому что война – дело рискованное; она слишком дорого стоит и может обернуться разорением.
Еще «демократичнее» были порядки в колониях. В Карфагене, например, вскоре после основания города царская власть сменилась представительством богатых «патрициев». Нечто подобное на – блюдается в Средние века в раннебуржуазных городских республиках. Недаром западные историки не раз давали Тиру и Финикии определение, вызывавшее резкую критику у их советских коллег: «античное капиталистическое общество».
Случались в Тире и восстания рабов. Так, римский историк Юстин сообщает: «Они, составив заговор, перебили весь свободный народ и господ и так, став хозяевами города, овладели очагами господ, вторглись в государственные дела, переженились и, хотя не имели на это права, объявили об освобождении рабов». Возможно, этот рассказ основан на каких то реальных фактах. В богатстве и роскоши всегда зреют «гроздья гнева».
Конечно, богатства Тира и других городов Финикии не могли не пробуждать зависть и ненависть их соседей. Страницы пророческих книг Библии пестрят обличением «мерзостей Тирских» (Иез. 28,2 – 5).
Город вызывал самые страстные и противоречивые чувства. Тир проклинали и… восхищались им. Тир ненавидели и… подражали его порядкам. Любопытно, что даже в арамейской Сирии в это время начинают поклоняться главному божеству Тира – Мелькар ту. Около 850 года до нашей эры по приказу арамейского царя Бар Хадада I близ Алеппо сооружают стелу, изображающую Мелькарта в облике бога грозы.
Мелькарт представлен на этой стеле в виде полуобнаженного мужа в коническом колпаке и с топором на плечах. Это – самое раннее его изображение, известное нам. В Тире подобного памятника не сохранилось.
На этой стеле имеется также надпись, восхваляющая Мелькарта и сделанная на финикийском, а не на арамейском языке. Возможно, полагает Ю.Б. Циркин, культ этот уже настолько укоренился в Сирии, «что не считался чужеземным». С другой стороны, близ Алеппо могла существовать торговая фактория финикийцев.
В самом Тире, разумеется, был храм Мелькарта. Он являлся одной из главных достопримечательностей города. Жрецы считали, что их святилище было возведено в ХХVIII веке до нашей эры – при основании Фив. В центре храма, помимо колонн, находились также оливковое дерево и священный огонь. Полагают, что на месте колонн когда то высились «священные камни», в образе которых почитался Мелькарт.
Хирам расширил этот храм и установил праздник «в честь пробуждения (то есть воскресения) Мелькарта». Праздник длился несколько дней. На это время из города удаляли всех иноземцев. Руководил праздничными церемониями царь.
Праздник состоял из четырех частей. Вначале под общий плач сжигали изображение Мелькарта. Затем золу хоронили. После этого жрица, – а, может быть, и царица, – вступала в священный брак со жрецом (или царем). Наконец, Мелькарт рождался заново. Во время праздника пели гимны и читали сказания о его делах.
Если храм Мелькарта известен нам хотя бы по описаниям античных авторов, то о других тирских храмах сохранились лишь самые отрывочные сведения. Мы даже не можем указать, где они находились. Где был храм Астарты, в котором лежал камень, упавший с неба? Где было святилище Баал Шамима с золотой статуей? Мы не знаем даже, где был царский дворец в Тире, где находился царский некрополь и как велики были материковые владения Тира.
Раскопки Тира открывают нам сооружения арабской, византийской, римской эпохи, постройки времен крестоносцев, но археологи почти не находят ничего, что бы относилось к началу I тысячелетия до нашей эры. Здания того времени нещадно сносились и использовались позднейшим населением Тира в качестве строительного материала. Впоследствии, когда соседний Бейрут разросся, его жители использовали руины Тира в качестве каменоломни, разбирая местные постройки до основания. Землетрясения довершали беду. Сейчас облик древнего Тира почти не поддается реконструкции – так искажен он под бременем веков.
Теперь мы можем лишь мысленно представлять себе образ Тира, читая короткий очерк Страбона и сравнивая прочитанное с обликом современных городов. Несомненно, Тир напоминает Нью Йорк хотя бы своим островным положением. Когда чужестранные корабли приближались к гавани Тира, их пассажирам открывалось величественное зрелище. Впереди, в голубом мареве, проступали невиданной высоты дома – небоскребы древнего мира. Такое же впечатление производил в двадцатые – тридцатые годы прошлого века и Нью Йорк на всех, кто прибывал в него морем. (Одно время среди историков было популярно и другое сравнение: вслед за ливанцем М. Шехабом Тир называли «Лондоном древности».)
Впрочем, о высоте тирских небоскребов мы можем судить лишь приблизительно. Страбон писал, что они выше римских зданий, а в Риме, по закону, нельзя было строить дома выше 21 метра. Таким образом, тирские здания были повыше нынешних девятиэтажек. В ту эпоху, когда мир был преимущественно одноэтажным, подобные дома казались колоссальными. Но время поглотило и их исполинские очертания.
…Постепенно «золотой век» подходил к концу. Понемногу Тир лишался своих владений. Уже в IХ веке Библ опять стал самостоятельным. Там пришла к власти новая царская династия, которую основал Йехимильк. Сохранилась следующая надпись: «Да продлит владыка небесный, и владычица Библа, и собрание священных богов Библа дни Йехимилька и годы его (владычества) над Биб лом, ибо праведный царь и добродетельный царь перед лицом священных богов Библа он».
Аватара пользователя
Peremot
Почетный тунисец
Почетный тунисец
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 02:00
Откуда: Хаммамет, Тунис

Непрочитанное сообщение Peremot »

«В середине океана против Африки находится остров, отличающийся своей величиной»,— писал Диодор. Остров обнаружили карфагеняне; он находился в нескольких днях пути от материка. Множество лесов покрывало его. Земля на острове была плодородной, а деревья в изобилии приносили плоды. Приятен был местный климат: здесь не было ни сильного холода, ни ужасного зноя. Поэтому «даже среди туземцев успело распространиться занесенное извне верование, что здесь должны находиться Елисейские поля».Разумеется, речь не может идти об открытии карфагенянами Америки; до нее плыть гораздо дольше. Очевидно, они совершали плавания на Канарские острова и, может быть, на Мадейру. «Ни на американских островах, ни на обоих западных материках, — писали И. П. Магидович и В. И. Магидович, — до сих пор не найдено ни одного предмета, который бы свидетельствовал о посещении Америки древними средиземноморскими народами, хотя, теоретически, случайные посещения ими Америки возможны». Все сообщения о находках «после проверки оказывались ошибочными или лживыми».
Британский географ Э. Банбери убедительно показал, что этот загадочный остров — Мадейра, вновь открытый в XIV веке итальянцами и в 1419 году — португальцами. В древности это был лесистый остров, а здешняя земля приносила богатые урожаи.
Об этом острове в народе ходили легенды, отголоски которых запечатлены на страницах «Саламбо»: «За Гадесом в двадцати днях пути по морю есть остров, покрытый золотым песком и зеленью, населенный птицами. На горах большие благоуханные цветы качаются, как вечные кадильницы. Влимонных деревьях, выше кедров, живут змеи молочного цвета и своими алмазными пастями стряхивают на траву плоды. Воздух на острове такой мягкий, что там нельзя умереть».Рихард Хенниг, впрочем, предположил, что первыми Мадейру и, очевидно, Канарские острова открыли не карфагеняне и не финикийцы, а, может быть, критяне, «морские походы которых еще за 2000 лет до финикиян простирались на всю западную часть Средиземного моря, вплоть до океана».

Если карфагеняне достигли Канарских островов, то они могли совершать туда плавания регулярно. Ведь на этих островах произрастает особый лишайник — орсель (Roccella tinctoria); он содержит качественный краситель, который использовали при изготовлении пурпурных тканей. Для окрашивания тканей годилась также кроваво-красная смола драконова дерева (Dracaena draco) — так называемая «кровь дракона». Впоследствии нумидийский царь Юба II, чья держава возникла «на развалинах» Карфагенской державы, даже оборудовал на Канарских островах мастерскую по окрашиванию тканей в пурпур, и сами острова тогда называли «Пурпурными». Прибыв на острова, нумидий-цы не обнаружили там людей, но нашли остатки старинных строений.

У этого предания есть и другая концовка — страшная. По легенде, власти Карфагена, опасаясь, что Канарские острова захватят соперники, для сокрытия туда пути, решили убить всех поселившихся островитян. Они послали отряд воинов. Те напали на ничего не подозревавших жителей и всех перебили.

Возможно, карфагеняне достигли и Азорских островов, но документальных свидетельств тому нет. Зато в 1749 году швед Юхан Подолин обнаружил на острове Корву клад. Найден он был случайно. Буря размыла фундамент разрушенной каменной постройки. Показался глиняный сосуд, в котором лежало множество монет. Их раздали собравшейся толпе. Несколько монет попали позднее в Мадрид. Среди них были две золотые, пять медных карфагенских монет и две медные киренские.

Ранее считалось, что Азорские острова были открыты португальцами в годы правления Альфонса V. Вряд ли кто-то из них или бывавших здесь позже моряков мог закопать в развалинах дома древние монеты. Их оставили, наверное, карфагеняне. Возможно, здесь находилась карфагенская фактория, а, может быть, пунический корабль попал сюда по случайности, занесенный непогодой, и кто-то из купцов или моряков, боясь потерять богатство, спрятал его. Первые исследователи находки сразу вспомнили плавание Ганнона к берегам Африки и основанные им колонии. Один из кораблей, плывших туда, мог быть отнесен к острову Корву. Судя по датировке монет, это случилось в 330—320 годах до нашей эры.
Аватара пользователя
Peremot
Почетный тунисец
Почетный тунисец
Сообщения: 2041
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 02:00
Откуда: Хаммамет, Тунис

Непрочитанное сообщение Peremot »

В римскую эпоху разительно изменился сам образ мыслей финикийцев. На родине Баала теперь все больше людей молились другому богу – христианскому. Финикийская, или, как говорят сейчас, ливанская, земля хранит немало памятников раннего христианства. Так, в нескольких километрах к югу от Сайды в скальной пещере есть небольшая часовня. Она посвящена Деве Марии. По легенде, Мария ждала Иисуса в одной из пещер, пока он проповедовал в Сидоне, а потом переночевала там с сыном перед возвращением в Галилею. Возможно, легенда связана именно с этой пещерой, где теперь расположилась часовня.
Евангелие говорит, что учение Христа еще при его жизни стало очень популярно в Финикии. «И живущие в окрестностях Тира и Си дона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве» (Марк 3, 8). Они «пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих» (Лук. 6, 18). Сам Иисус во время своих странствий также побывал в Финикии.
Он «пришел в пределы Тирские и Сидонские; и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и при шедши припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом Сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери» (Марк 7,24 – 26). «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф. 15, 28). «Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому» (Марк 7, 31). Согласно более поздней традиции, исцеление бесноватой случилось в Сарепте.
В Тире же и Сидоне возникли христианские общины. Вот как описывал апостол Павел путешествие к своим единомышленникам в Финикию. «Мы… пристали в Тире… и, нашедши учеников, пробыли там семь дней… проведши эти дни, мы вышли и пошли, и нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу, преклонивши колена, помолились. И, простившись друг с другом, мы вошли в корабль, а они возвратились домой» (Деян. 21,3 – 6).
В конце II века Тир стал резиденцией епископа. Долгое время город играл ведущую роль среди христианских общин Финикии. Как полагают, в местной базилике погребен знаменитый богослов Ориген (185 – 254 гг.), теолог и философ, умерший в тюрьме как еретик.
Распространению христианства в Финикии, как и вообще в Римской империи, способствовали сами императоры династии Северов. Так, Юлия Маммея, мать Александра Севера – последнего императора этой династии, переписывалась с Оригеном и приглашала его для публичных выступлений. Ее сын, по преданию, даже намеревался построить в Риме христианский храм. Усебя в домашней молельне он установил бюсты Авраама, Орфея, чудотворца Аполонния Тианского и Христа. При нем между христианами и язычниками установился «климат терпимости и мирного сосуществования», – писал итальянский историк Амброджо Донини.
Среди ведущих богословов древности был и финикиец Пам фил (240 – 309 гг.), ученик Оригена и учитель Евсевия, выходец из богатой берутской семьи. Позднее он стал жертвой последних гонений на христиан, начавшихся в 303 году. Пресвитер Памфил, бывавший часто в Александрии, собирал памятники христианской литературы, особенно же сочинения Оригена, а также переписывал и комментировал их. В годы гонений на христиан погибли многие ученики и друзья Памфила.
Спасаясь от властей, финикийские христиане бежали в горы и прятались в уединенных долинах и многочисленных пещерах. Именно тогда появилось немало пещерных церквей. В пещерах или кельях, вырубленных в скалах, селились отшельники. В горах, неподалеку от селения Фурзоль, почти в ста километрах от Беруты, возник скальный монастырь, в котором кельи были обустроены наподобие сот. Здесь находилась и одна из древнейших резиденций ливанского епископа.
Финикийцы поневоле стали миссонерами, распространив христианское учение туда, где его придерживаются поныне. По преданию, основателями эфиопской церкви стали два молодых жителя Тира, Фрументий и Эдесий, совершавшие в 330 году путешествие по Красному морю. Их корабль потерпел крушение у африканского берега, и экипаж судна был перебит местными жителями. Лишь Фрументий и Эдесий были доставлены в Аксум, ко двору эфиопского царя. Вскоре они стали его советниками и приобщили эфиопов к христианской вере. Впоследствии Эдесий сумел вернуться в Тир.
К этому времени христианство являлось уже государственной религией Римской империи. Многие античные храмы были превращены в церкви. Лишь вместо старых богов теперь поклонялись новому Богу, а также святым и мученикам.
Так, Смар Джебель, находившийся близ Батруны, был посвящен мученику Мар Нохра, персу по происхождению, который проповедовал христианское учение в Батруне и его окрестностях. При императоре Диоклетиане он был казнен, причем перед смертью его ослепили. Вскоре это место стало привлекать к себе паломников, которые считали, что здесь можно исцелиться от глазных болезней.
Самым популярным святым Финикии стал святой Георгий – офицер римской армии, казненный за христианскую веру в 303 году. После победы христианства он «воцарился» в храме Адониса в Януа – местечке, лежащем у склона Ливанских гор. С именем Георгия связано одно из самых знаменитых христианских преданий – о чудесной победе над драконом. Особой известностью эта легенда пользовалась в Беруте и его окрестностях.
Иногда под новыми именами скрывались свои собственные древние боги. Некоторые старые божества проникли в саму суть новой веры, став святыми или же бесами. Например, место богини Астарты заняла Дева Мария. Отныне ее почитали как хозяйку кедрового леса.
В Финикии жили, впрочем, и противники христианства: философы Порфирий (233 – 305 гг.), Ямвлих (250 – 325 гг.) и упоминаемый ранее Филон Библский. Порфирий принадлежал к самым резким критикам христианства. Филон же пытался как то примирить веру отцов и веру детей, язычество и христианство, древних богов и Иисуса.
При Юлиане Отступнике (361 – 363 гг.) традиционные финикийские культы были на какое то время восстановлены. Некий Кирилл, удаливший из храма языческие изображения богов, был предан мучительной смерти. Однако триумф старой веры оказался недолгим. При императоре Феодосии I (379 – 395 гг.) христианская община вновь взяла верх.
Ответить