В чём же основные особенности российского менталитета?
- Во-первых, необычайно большая доброта.
Естественно, добрые люди есть среди каждого народа, но у некоторых народов именно доброта на первом месте среди других качеств, включая и массу недостатков. Это и есть россияне.
Это качество имеет и оборотную сторону: удивительную терпимость к угнетению, стойкое перенесение страданий от угнетателей.
- Во-вторых, очень гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего человечества, на втором плане – судьба своего народа, на третьем – судьба своей семьи, собственная судьба.
Впрочем, и здесь есть оборотная сторона – пренебрежение к своим бытовым условиям жизни. Россиянин может жить в полуразвалившимся доме, в грязи, довольствоваться самым малым, не имея даже желания что-то улучшить, но размышляя при этом о глобальных проблемах.
- В-третьих, высокоразвитое чувство подвижничества. Россиянину нет равных, когда надо поднять неподъёмное или вытерпеть нестерпимое, когда надо "растворить" свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь.
Вот эти три качества: доброту, гуманное мировоззрение и подвижничество можно объединить общим понятием – духовность, а её саму как первую отличительную черту российского менталитета.
Духовность можно определить как особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он ведёт внутренний диалог о своём предназначении и смысле жизни и искренне привержен непреложным ценностям: истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость.
Что же можно отнести к следующей группе отличительных особенностей российского менталитета?
- Во-первых, общинность, что так часто называют соборностью, а в советский период именовали коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации. Западная цивилизация, прежде всего, в протестантских странах исторически воспитала совершенно особый тип человека.
Характерной его чертой является индивидуализм, как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии. Так, в США основным религиозным течением было пуритантство, одним из главных тезисов которого было приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жесткий индивидуализм: "Каждый за себя – один Бог за всех", трудолюбие и энергичность. Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья. Индивидуализм имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, американцы сами страдают от своего одиночества – ведь все свои беды и несчастья он должен носить в себе, а на людях только улыбаться. Даже у себя в семье. Не дай бог попробовать "поплакаться в жилетку" кому-нибудь – сразу станешь изгоем: "Это твои проблемы, ты их сам и решай!"
Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием Православной церкви и русской деревенской общины, иной – общинный, соборный – "один за всех и все за одного". Каждому читателю хорошо, наверное, известны выражения: "всем миром", "с миру по нитке – голому рубашка" и т.д. Так вот, "мир" в этом смысле – это деревенская община, которая всегда основывалась на взаимопомощи и взаимовыручке, У нас принято "пожаловаться" соседу, друзьям на свои неприятности, взять денег взаймы – что в западных странах немыслимо. И вообще в России человеку не дадут пропасть. Нищенство, широко распространённое в дореволюционной России и возродившееся теперь с одной стороны, и меценатство наподобие братьев Третьяковых, С.Морозова и других состоятельных людей, с другой стороны – как полярные явления также являются проявлением этого качества – общинного менталитета россиянина. Автор умышленно пишет "россиянина", а не только русских, поскольку общинность как особенность менталитета свойственна не только русским, но и евреям, и в этом отношении в их менталитетах много общего, и народам с мусульманской историей, и с буддистской. Таким образом, общинность свойственна, очевидно, почти всем или всем народам и народностям, населяющим Россию. Точно также, как и духовность. Ведь недаром, к примеру, Восток всегда называли созерцательным.
Но общинность имеет и свои отрицательные качества. Прежде всего, принцип: "не высовывайся". В общине люди должны жить примерно одинаково: "я как все", "у нас не хуже, чем у других". Человека, в чём-то преуспевшем значительно больше, чем другие или не желающего жить по общим канонам община не приемлет и "выживает".
Тем не менее, общинность со всеми своими положительными и отрицательными сторонами является неотъемлемой чертой российского менталитета.
- Во-вторых, это – традиционность, которая проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народный язык, народную педагогику, народные обряды, народные ремесла, промыслы и т.д. В этом отношении интересно провести аналогию с США. Бывая там, удивляешься – как будто народной культуры, народных традиций не существует вовсе. В этом отношении все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д. всегда вырастали на народной почве, из народных традиций.
- В третьих – это открытость, т.е. любознательность россиянина, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство.
Эти три особенности могут быть объединены во второе общее понятие – народность российского менталитета, свойственного российской цивилизации.
Наконец, третья группа качеств.
- Во-первых – это патриотизм как любовь к Отчизне, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у людей всех народов. Но у россиянина в высочайшей степени, до боли развито чувство ностальгии – тоске по Родине – достаточно посмотреть фильм А.Тарковского "Ностальгия". Кроме того, российский народ, как уже говорилось выше, может исключительно долго терпеть угнетения. Но угнетения от своих, внутренних угнетателей. И совершенно не терпит не только внешних, зарубежных угнетателей, но и любого внешнего вмешательства в свою жизнь. Как писал А.С.Пушкин, он терпеть не мог российских чиновников, но возмущался, когда их начинали ругать англичане.
Особенность национального патриотизма россиян можно также проиллюстрировать Отечественными войнами 1812 и 1941-1945 годах. В обоих случаях Наполеон (к 1812) и Гитлер (к 1941) оккупировали почти всю Европу. Но партизанская война в массовых масштабах в 1812 году была только в России и Испании. В 1941 – только в СССР, Югославии и, отчасти, во Франции.
Во-вторых, это признание необходимости сильной державной власти, о чём сегодня и мечтают, и говорят подавляющее большинство россиян. Исторически сложилось так, что Россия развивалась скачками, и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти – Ивана III Великого (просьба не путать, что часто происходит, с Иваном IV – Грозным), Петра Первого, тоже прозванного Великим, Екатерины Второй – Великой, а также, как это не горько признавать – Сталина. Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии – ведь демократия может быть сильной и слабой. Так что сильная державная власть России сегодня в условиях демократических реформ крайне необходима.
Таким образом, патриотизм и признание необходимости сильной государственной власти могут быть объединены третьим обобщающим понятием – державность.
Эти три обобщающих понятия: духовность, общинность, державность, если обратиться к трём категориям – личность, общество, государство: выстроены в определённой логической схеме: духовность – как направленность личности каждого отдельного человека; народность – как отношения каждого человека с обществом, с народом и как система общественных отношений; наконец, державная система как система отношений человека и государства, общества и государства.
Национальный менталитет чрезвычайно консервативен, и ввиду этого обстоятельства, одинаково нелепыми выглядят и панические, и чрезвычайно оптимистические утверждения. Панические, что с распадом СССР, началом рыночных преобразований в России нравственные устои народа развалились, хотя при таких резких преобразованиях, естественно, "поверхность бурлит, пена выхлёстывает наружу". Оптимистические, что мы быстро воспитаем людей с новым "рыночным", "западным" менталитетом. Нет! Менталитет меняется чрезвычайно медленно. И нравственные устои народа никак не могут рухнуть в одночасье. Так же как и невозможно в течение одного поколения воспитать "нового Адама".
вообще, на эту тему можно много рассуждать, можно спорить...
Но думаю, что у каждого человека своя точка зрения... и она для него истинна.
Чтобы проще передать свою мысль... скажу так:
Менталитет - это то, каким видит человек мир вокруг себя, и себя в этом мире, именно он определяет жизненную позицию человека, реакцию человека на определенные события, что "хорошо", что "плохо", что "допустимо", а что нет... То, какая я есть - это "моя картина мира" - это мой личный менталитет, "мой стержень", не менталитет "россиянина", а мой личный
... и я буду прилагать максимум усилий, чтобы мой ребенок имел ту же мировоззренческую матрицу, что есть у меня!, несмотря на то, что русский, будет не единственный его родной язык. И я уверена, что это в силах каждой ХОРОШЕЙ МАТЕРИ! - сохранить и передать ребенку всё хорошее, что есть у неё, и что, возможно, тоже досталось ей в наследство от родителей. С Божьей помощью конечно
, на всё его воля!
Просто я хотела сказать, что именно мать, если она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОСПИТЫВАЕТ ребенка, занимается им, а не просто "присматривает" (как говорят на востоке, ребенка надо воспитывать, пока он помещается поперек кровати.., а после момент категорически упущен!) в силу того, что большую часть этой своей жизни ребенок проводит с ней, разговаривает с ней, слушает её, учится именно у неё, то именно её взгляды на жизнь, её поведенческая мотивация, её суждения... и в конечном итоге её менталитет
будет у ребенка... Такова жизнь... Поэтому, выбирая жену...
, мужчина должен понимать, что во многом именно её мировосприятие будет у ребенка, именно её глазами он будет смотреть на мир (особенно, если этот ребенок - девочка
).